Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2021 / 06 / 22 /
Опубликовано: 22 июня 2021 в 16:12
0    2096

Александра Белоус: Государству следует помочь малым и средним стройкомпаниям тоже остаться «на плаву»



Недавно Министерство строительства и ЖКХ РФ, Министерство финансов РФ и Федеральная антимонопольная служба России опубликовали совместное письмо, в котором выразили солидарную позицию относительно возможности изменения цены и срока уже заключённого госконтракта по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объектов капитального строительства, а также проведению работ по сохранению культурного наследия при существенном удорожании строительных ресурсов в процессе его исполнения. Наш добровольный столичный эксперт обратил внимание на позицию в этом вопросе руководителей Межотраслевой Ассоциации саморегулируемых организаций в области строительства и проектирования «Синергия». Слово – внештатному автору.


***

Руководители «Синергии» считают, что соответствующую возможность даёт пункт 8 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Кроме того, на фоне роста стоимости строительных материалов Национальное объединение строителей предложило разработать универсальный правовой механизм по изменению твёрдой цены контракта в рамках не только 44-ФЗ, но и Федерального закона № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (223-ФЗ) и постановления Правительства № 615 «О порядке привлечения подрядных организаций для оказания услуг и выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме».

НОСТРОЙ также обратил внимание на то, что за 2020 год более 90% контрактов было расторговано со сроком действия менее 1-го года и стоимостью менее 100 миллионов рублей, что исключает возможность для заключивших их строительных организаций воспользоваться пунктом 8 части 1 статьи 95 Федерального закона № 44-ФЗ. Проект предполагаемых изменений уже направлен курирующему строительную отрасль вице-премьеру РФ Марату Хуснуллину и в Минстрой России.

Предлагаемые НОСТРОЙ и госведомствами меры весьма актуальны и своевременны, учитывая, что цены на строительные материалы, по данным Росстата, только в мае 2021 года выросли по сравнению с апрелем почти на 5%, а относительно мая 2020 года примерно на 16,5%. При этом с нового года металлические изделия и конструкции для строительства подорожали в целом на 25-80%. Особенно сильно выросла в цене строительная арматура. Только в первом квартале 2021 года ее стоимость увеличилась на 70–90%, а по некоторым позициям практически удвоилась. За тонну арматурной стали просить примерно 36 тысяч рублей. В связи с этим подорожали и все металлосодержащие изделия, в том числе металлопластиковые окна, двери, инженерные системы, трубы и воздуховоды.

Как отмечает глава НОСТРОЙ Антон Глушков, ситуация с ростом цен на металлопродукцию уже привела к колоссальным убыткам стройкомпаний при выполнении госконтрактов с фиксированной ценой на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт. Многие малые и средние компании вынуждены были даже объявить о банкротстве и уйти с рынка.

Проблема расширения перечня организаций, имеющих возможность для пересмотра стоимости госконтрактов, стоит сейчас очень остро. Особенно для малых и средних строительных компаний. Именно на этом акцентируют внимание руководители Ассоциации СРО «Синергия». Хотя на декларативном уровне государство регулярно заявляет о необходимости поддержки малого и среднего бизнеса, однако на практике 44-ФЗ «бросает спасательный круг» только крупным строительным компаниям.

Ведь согласно пункту 8 части 1 статьи 95, пересмотр условий возможен только в случае, «если при исполнении заключённого на срок не менее одного года контракта, предметом которого является выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия, цена которого составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством Российской Федерации (100 миллионов рублей – прим. ред.), возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию. Предусмотренное настоящим пунктом изменение осуществляется при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации при осуществлении закупки для федеральных нужд, нужд субъекта Российской Федерации, муниципальных нужд соответственно и при условии, что такое изменение не приведет к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более чем на 30%».

Таким образом, под действие этого нормативно-правового акта в его нынешнем виде подпадают только контракты стоимостью более 100 миллионов рублей и, соответственно, только крупные застройщики, способные такие контракты исполнять.

Что же касается средних и малых строительных организаций, особенно ИП, то спасение утопающих становится делом рук самих утопающих. Понятно, что вся строительная отрасль сейчас переживает далеко не лучшие времена. Сначала по ней сильно ударили режим ограничений из-за пандемии коронавируса и массовый отток иностранной рабочей силы. Потом – резкий рост цен на стройматериалы.

Но если для крупных застройщиков всё это хоть и крайне неприятно, но не смертельно, так как у них большие обороты и есть финансовая «подушка безопасности» в виде значительных резервов на банковских счетах, то малые и средние компании накрыло всерьёз. Ведь, как правило, у небольших стройкомпаний все имеющиеся средства вложены в оборот. Более того, в большинстве случаев они вообще ведут строительство фактически на собственные деньги, а потом вынуждены подолгу ждать оплаты от заказчика, в том числе государственного. И не всегда заказчик своевременно и в полной мере рассчитывается с подрядчиком. Поэтому сфера строительства считается высокорисковой.

Межотраслевая Ассоциация СРО «Синергия» однозначно поддерживает инициативы Минфина, Минстроя, ФАС и НОСТРОЙ по поддержке организаций строительной отрасли и призывает максимально расширить перечень строительных организаций, имеющих право на пересмотр цены контракта при значительном увеличении цены на строительные материалы.

«Как мы помним, библейский Ной во время масштабного катаклизма спасал не только «крупняк», но и «мелочь», «всякой твари по паре», чтобы сохранить биоразнообразие и конкуренцию. Хотелось бы, чтобы НОСТРОЙ, Минфин, Минстрой и ФАС в нынешней сложной ситуации действовали в логике Ноя, спасая не только крупные системообразующие компании – «слонов», но и небольшие строительные фирмы – «рабочих лошадок». Ведь все компании строительной отрасли, вне зависимости от размеров, вносят свой вклад в рост валовых внутреннего и национального продуктов, создают рабочие места для граждан России и СНГ, пополняют российский бюджет за счёт своих налогов. Поэтому вымывание со строительного рынка малых и средних компаний будет иметь сугубо негативные эффекты для российской экономики, способствует его монополизации, а также существенно увеличит риски коррупционных и картельных сговоров, что по идее вряд ли вызовет одобрение у государственных органов», – считает президент Межотраслевой Ассоциации СРО «Синергия» Александра Белоус.


 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии