Депутаты Государственной Думы поддержала поправки в Х раздел Трудового кодекса РФ. По заявлениям разработчиков и парламентариев, обновлённая редакция раздела концептуально меняет подходы в области охраны труда. Приоритет отдан профилактике и обеспечению безопасности на рабочем месте. Однако при этом новые поправки уже вызвали ожесточённую критику со стороны профсоюзных организаций, которые указывают на ожидаемое ущемление прав рабочих. Кто из сторон прав и насколько перемены затронут строительную отрасль, разбирался наш добровольный эксперт из Перми.
***
Аргументы «за»
Как сказано в пояснительной записке, общая задача поправок – перейти к риск-ориентированному менеджменту в сфере охраны. Риск-ориентированный подход предполагает максимальную персонализацию политики в области охраны труда. После вступления в силу поправок работодатель будет обязан учитывать те риски, которые возникают на конкретном рабочем месте, и обеспечивать условия для охраны труда работника с учётом особенностей работы на конкретном рабочем месте.
В перечень основных понятий добавлен термин «опасность», и в ТК введена новая статья, в которой сформулированы основные принципы обеспечения безопасных условий труда – предупреждение, профилактика опасностей и минимизация повреждения здоровья работников.
Документ расширяет обязанности работодателя в части профилактических мер, которые предусматривают выявление опасностей и профессиональных рисков на рабочем месте, анализ и оценку условий труда, учёт микротравм и расследование причин их появления.
Вводится запрет на работу в опасных условиях труда. Работодатель обязан приостановить работу, если по результатам спецоценки условиям труда на рабочем месте присвоен 4-й класс. При этом в случае выявления такой опасности на рабочих местах за работниками на время приостановки работ сохраняется место (должность) и средний заработок. Возобновить деятельность можно только после получения результатов повторной спецоценки, которая подтвердит снижение уровня опасности.
Оценку профессиональных рисков необходимо проводить не только для уже действующих производственных процессов, но и перед вводом в эксплуатацию производственных объектов и вновь организованных рабочих мест. Рекомендации по выбору методов оценки уровней профессиональных рисков и по их снижению утверждаются федеральным органом исполнительной власти в сфере труда.
Принципиально меняется подход в предоставлении средств индивидуальной защиты (СИЗ). Обеспечение СИЗ будет осуществляться с учётом имеющихся на рабочем месте вредных производственных факторов, а не в зависимости от профессии занятого на конкретном рабочем месте работника.
У работодателей появится право вести электронный документооборот в области охраны труда, а также использовать в целях контроля за безопасностью работ оборудование для дистанционной видео-, аудио- или иной фиксации.
Работодатель вправе предоставить дистанционный доступ к наблюдению за безопасным производством работ и к базам электронных документов в области охраны труда представителям федеральных органов власти, уполномоченных на осуществление федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.
И доводы «против»
Однако если всё так замечательно, как утверждают разработчики, то почему же у проекта нормативного документа сразу же появились оппоненты? Их замечания также звучат весьма убедительно.
Противников предлагаемых изменений стали ФНПР, ГМПР, Федерация профсоюзов Челябинской области. По мнению экспертов организации, отдельные формулировки, если их примут в новой редакции, грозят отразиться на здоровье работников и оплате труда. Так, предполагается новая трактовка термина «безопасные условия труда». Она может включить применение средств индивидуальной защиты. Это значит, что если работник применяет качественные СИЗ, то его опасные условия труда могут автоматически приравнять к безопасным, и он теряет все компенсации и гарантии. По некоторым данным, компенсаций за вредные для здоровья условия труда в случае утверждения поправок могут лишиться до 20-ти миллионов россиян.
Профсоюзы развернули общероссийскую кампанию против предлагаемых изменений, даже создав сайт и организовав сбор подписей.
По мнению оппонентов, могут возникнуть следующие неприятные для рабочих последствия:
- дополнительную оплату за опасные (вредные) условия труда можно будет отменить;
- работников могут заставить самостоятельно покупать средства индивидуальной защиты;
- работникам только в судебном порядке придётся добиваться возмещения ущерба здоровью за работу во вредных условиях труда, в том числе в связи с онкозаболеваниями.
Депутат Государственной Думы, председатель Федерации профсоюзов Свердловской области Андрей Ветлужских следующим образом пояснил свою позицию: «Вводится возможность по результатам расследования несчастного случая на производстве увольнять работника. Это может стать поводом, в том числе, для увольнения неугодных работников. Дальше – грубая неосторожность. Её могут при расследовании приписать пострадавшему и по результатам снизить выплаты работнику, что тоже нас не устраивает и требует корректировки... Ещё момент – обеспечение требований охраны труда на рабочем месте, появляется в этом совместная обязанность – и работодателя, и работника. Понятно, что работник не должен отвечать за свою безопасность, это ответственность целиком работодателя».
Подводя итоги
Таким образом принятые изменения в Трудовой кодекс РФ вызвали неоднозначную оценку среди специалистов. Протесты возникли в основном среди металлургов, профсоюзов Челябинской и Свердловской области. Что касается российских строителей, то они, не имея своего серьёзного профсоюзного движения, никак не отреагировали на перемены.