Опубликовано:
21 июня 2021 в 08:59
2021-06-21T08:59:00
0
1974
Принятые поправки в 44-ФЗ облегчат работу подрядчикам и обеспечат прозрачность госзакупок и исполнения контрактов
На минувшей неделе Государственная Дума приняла в третьем чтении законопроект № 1100997-7 об оптимизации госзакупок. Согласно документу, в Федеральный закон № 44-ФЗ внесено значительное количество изменений, направленных на оптимизацию и автоматизацию закупочного процесса. В частности, предусматривается совершенствование порядка определения поставщика (подрядчика, исполнителя) и введение электронного документооборота на всём жизненном цикле закупки, в том числе электронное актирование. С подробностями – наш добровольный столичный эксперт.
***
Так называемый, второй оптимизационный пакет поправок к 44-ФЗ (первый был принят в 2019-ом) был подготовлен ещё в прошлом году. В него вошли поправки, предложенные при подготовке первого оптимизационного пакета, но требующие дополнительных доработок и согласований. По словам главы Минфина России Антона Силуанова, законопроект был подготовлен, исходя из требований заказчиков и проблем, с которыми сталкиваются участники закупок. «Упрощение, унификация, ускорение», – так охарактеризовали документ в ведомстве.
Учитывая, что законопроект значился в числе приоритетных, депутаты Госдумы сумели принять его до окончания весенней сессии. В ходе подготовки законопроекта ко второму чтению всего поступило 174 поправки. Из них в итоге к включению в законопроект были одобрены 70 поправок. Остальные 104 отклонены. Большинство принятых поправок носит технический, уточняющий или корректирующий характер. Однако, ряд поправок вносит значимые изменения.
Например, одна из таких поправок корректирует норму об общественном обсуждении госзакупок. Соответствующая поправка оптимизационного пакета предусматривает, что для закупок с начальной (максимальной) ценой контракта (НМЦК) от 2-х миллиардов рублей общественное обсуждение является обязательным. Теперь эта норма дополнена положением, по которому Правительство РФ, региональные или местные органы власти вправе снизить размер НМЦК, при котором общественное обсуждение становится обязательным.
Другое значимое нововведение – универсальная предварительная квалификация по конкурентным процедурам закупки. Участники должны будут подтвердить опыт исполнения минимум одного контракта (44-ФЗ) или договора (223-ФЗ) за последние 3 года, если НМЦК составит 20 миллионов рублей и более. Цена исполненной сделки должна будет составлять не менее 20% НМЦК, можно представлять договоры с учётом правопреемства.
Принятый оптимизационный пакет поправок также предусматривает сокращение числа видов закупочных процедур с 11-ти до 3-х (открытый электронный конкурс, аукцион и котировки), сокращения сроков их проведения, электронизацию и автоматизацию различных этапов проведения госзакупок. Так, например, «запрос котировок» можно будет провести за 7 рабочих дней вместо 13-ти в настоящее время. Минимальный срок проведения конкурсов сократится до 26-ти рабочих дней, а аукционов – до 18-ти дней.
Кроме этого, в число принятых поправок к оптимизационному пакету вошла норма о деофшоризации участников госзакупок. По этой поправке участником закупки не может быть офшорная компания, или юрлицо, в котором офшорной компании или компаниям принадлежит (прямо или косвенно) более 10%. Ещё две поправки исключили из законопроекта нормы, предусматривающие запуск механизма Рейтинга деловой репутации (РДР).
По мнению экспертов, реализация этих и других норм оптимизационного законопроекта позволят провести полную автоматизацию закупочных процессов, и, прежде всего, идущих вслед за подписанием контракта. Речь идёт, в частности, о претензионной работе, о приёмке товаров, работ, услуг.
Остаётся отметить, что положения принятого оптимизационного проекта поправок будут вступать в силу поэтапно, начиная с 1 января 2022 года.
Войдите, чтобы оставить комментарий.