Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2021 / 06 / 11 /
Опубликовано: 11 июня 2021 в 13:16
0    2463

Евгений Волкович: Государство не учло, что структуры и люди, которые развалили лицензирование в строительстве, тоже самое могут сделать и с саморегулированием


Российское инженерно-строительное сообщество понесло тяжёлую утрату. С глубочайшим прискорбием мы узнали из свежего  номера газеты «Вестник инженерных изысканий» о том, что ушёл из жизни Евгений Волкович – внештатный автор и комментатор сайта ЗаНоСтрой.РФ, генеральный директор ООО «АрктикКапСтрой», член Правления Ассоциации саморегулируемая организация «Центральное объединение организаций по инженерным изысканиям для строительства «Центризыскания» (Ассоциация СРО «Центризыскания», СРО-И-003-14092009). Наш добровольный мурманский эксперт считает, что в последней статье Евгения Юрьевича есть, на что обратить внимание не только всем представителям профессионального сообщества, но и чиновникам всех органов власти нашей страны. Предлагаем вниманию читателей самые важные, на наш взгляд, размышления автора.


***
Во все времена состояние строительной отрасли характеризовало уровень благополучия и возможности развития регионов и страны в целом. В последние годы объёмы капитальных вложений во многих субъектах Российской Федерации стремительно растут. Однако, несмотря на это, налоговая отдача от их стройкомплексов падает, причём также стремительно. Причина такого положения – неподконтрольное местным властям и общественности устремление генподрядных организаций «из центра» в регионы вслед за инвестициями, чаще всего государственными. Эти «пришлые» генподрядчики используют региональные строительные организации, в основном, как вторых и даже третьих субподрядчиков на кабальных условиях, в частности, как поставщиков рабочих кадров и техники. Оплата выполненных ими работ либо задерживается, либо не производится в полном объёме. В итоге, зачастую, многомиллиардные проекты реализуются в регионах в ущерб их строительному комплексу и без учёта интересов местного населения. А малый и средний строительный бизнес, не имея условий для развития, просто-напросто разваливается.


Приход таких генподрядчиков в регионы тормозит, а после и полностью консервирует развитие местных предприятий строительного комплекса. Для того, чтобы оставаться на плаву, местным строителям зачастую приходится идти на субподрядные условия пришлых компаний-победителей, которые в свою очередь редко предлагают больше 40-50% реальной цены. Полученной суммы зачастую едва хватает, чтобы наполнить фонд оплаты труда и погасить некоторые производственные затраты – о прибылях местные строители давно забыли, в отличие от организаций «из центра», чьи аппетиты растут год от года.


Федеральной, региональной политики в этой сфере пока нет, как почему-то нет и её инициации и обсуждения на уровне уже саморегулируемого профессионального сообщества. Эти вопросы должны быть в повестке дня всероссийских Съездов СРО изыскателей, проектировщиков и строителей.
Правила и процедуры проведения государственных и муниципальных торгов в строительстве, прописанные в действующем 44-ФЗ, угнетают реальный малый и средний строительный бизнес в регионах (часто тормозится и развитие крупного регионального строительного бизнеса), позволяя так называемому «любому участнику» из любого региона огромной нашей страны участвовать в торгах, не имея представления о местных социальных, экономических, геологических, сейсмических, климатических и географических условиях строительства. Как правило, такие победители аукционов не собираются мобилизовать в регион свои материальные и человеческие ресурсы, которых у него просто нет или крайне недостаточно.


Изыскания, проектирование и строительство (реконструкция, капитальный ремонт) объектов – это не одномоментное действие, а сложный производственный процесс, в котором занято большое количество специалистов, квалифицированных рабочих, машины, механизмы, технологии, оборудование, большое количество материалов и конструкций, и который может длиться несколько лет.


Учитывая это, для эффективной организации торгов по строительству (реконструкции, капитальному ремонту) объектов строительства необходим отдельный закон или отдельная большая глава в Градостроительном кодексе Российской Федерации (по примеру применения ФЗ № 315 «О саморегулируемых организациях»), в которой необходимо учесть специфику строительной отрасли (организации инженерных изысканий, проектирования и строительства), а также обеспечения удовлетворения требований развития общества, технологии, Технических регламентов и градостроительного законодательства, применительно к климатическим, геофизическим, историческим, культурным, социальным и другим специфическим условиям конкретных регионов.


Сегодня к торгам допускаются любые организации, имеющие Свидетельство о допуске к работам по организации строительства, без проверки заказчиками соответствия этих организаций этим свидетельствам на момент торгов, что предусмотрено Градостроительным кодексом РФ. При этом «коммерческие» СРО постоянно продуцируют «пустые» фирмы с такими «фальшивыми» свидетельствами, безнаказанно повторяя ситуацию с формальной «коммерческой» подготовкой документов для получения (покупки) значительной части ранее обращающихся на рынке лицензий. К сожалению, при передаче государством саморегулируемым организациям функции выдачи Свидетельств вместо лицензий, государство не учло, что структуры и люди, которые в погоне за необоснованным обогащением развалили лицензирование в строительстве, тоже могут сделать и с саморегулированием. Таким образом, причины и база появления «коммерческих» СРО были готовы, а государство законодательно этот факт не учло.



При организации торгов по 44-ФЗ необходимо введение в состав конкурсных комиссий представителей саморегулируемых организаций, не аффилированных с членами СРО. Цель – реальное участие представителей саморегулируемого сообщества в работе комиссий и профессиональный общественный контроль качества и полноты конкурсной документации, исполнения процедур принятия решения об объявлении торгов и технологии их проведения. Представитель саморегулируемого сообщества региона должен быть членом комиссий или наблюдателем торгов, так как СРО может нести ответственность за причинение вреда третьим лицам при выполнении работ членом СРО. Строительная отрасль – одна из важнейших отраслей материального производства, которая должна развиваться и модернизироваться как на общегосударственном уровне, так и на региональном.


 


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии