Каким образом СРО может учитывать стоимость контрактов, информация о которых защищена грифом «секретно»? Вопрос далеко не праздный, учитывая значительное количество компаний, которые работают с госзаказом в стратегических отраслях, а также, зачастую, с крупными суммами таких контрактов. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Санкт-Петербурга.
***
Как известно, согласно части 4 статьи 55.8 Градостроительного кодекса РФ, член саморегулируемой организации ежегодно в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры и градостроительства, обязан уведомлять СРО о фактическом совокупном размере обязательств соответственно по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договорам строительного подряда, договорам подряда на осуществление сноса, заключённым таким лицом в течение отчётного года с использованием конкурентных способов заключения договоров.
Данное уведомление направляется членом саморегулируемой организации в срок до 1 марта года, следующего за отчётным, с приложением документов, подтверждающих такой фактический совокупный размер обязательств данного члена. Член СРО вправе не представлять в саморегулируемую организацию документы, содержащаяся в которых информация размещается в форме открытых данных.
Однако порой вместо стандартных отчётов от членов СРО приходит общая информация о том, что совокупный размер обязательств по договорам строительного подряда, заключённым нами с использованием конкурентных способов заключения договоров, за отчётный период не превысил предельного размера договорных обязательств. И примечание, что все или некоторые контракты имеют гриф «Секретно», так что, в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями контракта, общая сумма контракта, характер СМР и его содержание закрыты для общего ознакомления.
Эксперты сайта наших коллег трактуют в данном случае правовые нормы следующим образом.
Согласно главе 6.1 Градостроительного кодекса РФ и иным нормативным-правовым актам в указанной сфере, саморегулируемая организация строителей осуществляет контроль за своими членами, а также несёт имущественную ответственность из компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств по статье 60.1 ГрК РФ перед государственными заказчиками и иными организациями с государственным участием (например, ФГБУ, ФГКУ, ФГК и пр.).
При этом саморегулируемая организация обязана осуществлять контроль за своими членами, в том числе по государственным контрактам, имеющим гриф секретности. В этой части законодательство не имеет исключений как по обязательности такого контроля, так и ответственности СРО за своих членов по контрактам с соответствующим грифом секретности. А контракты эти, как правило, многомиллионные.
Доступ к сведениям, составляющим государственную тайну – это санкционированное полномочным должностным лицом ознакомление конкретного работника со сведениями, составляющими государственную тайну. При этом в соответствии со степенями секретности сведений, составляющих государственную тайну, устанавливаются следующие формы допуска граждан к государственной тайне:
- первая форма – для граждан, допускаемых к сведениям особой важности;
- вторая форма – для граждан, допускаемых к совершенно секретным сведениям;
- третья форма – для граждан, допускаемых к секретным сведениям.
Доступ граждан к сведениям, составляющим государственную тайну, разрешается только при наличии у них допуска к государственной тайне по соответствующей форме. Наличие у граждан допуска к сведениям более высокой степени секретности является основанием для их доступа к сведениям более низкой степени секретности.
Оформление гражданам допуска к государственной тайне осуществляется по месту работы (службы).
Особо следует подчеркнуть, что доступ к государственной тайне накладывает ряд дополнительных обязанностей и ограничений как на работника, так и на организацию, в которой он работает.
Таким образом, каждая саморегулируемая организация, чьи члены заключили договоры подряда на конкурентной основе под грифом секретности, должна иметь соответствующую лицензию УФСБ. При этом не только контролёры такой СРО, но и непосредственно руководитель СРО обязаны иметь допуск к государственной тайне соответствующей степени секретности.
В настоящий момент ряд СРО обратились за разъяснениями порядка действий со стороны саморегулируемой организации в ФСБ России и Ростехнадзор, и ждём компетентных ответов.