Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2013 / 03 / 19 /
Опубликовано: 19 марта 2013 в 15:00
0    5345

Начало книги НОСТРОЙ СТАНДАРТИЗАЦИЯ

Уважаемые читатели, тема стандартов НОСТРОЯ не может оставить равнодушным ни одного из строителей. Мы уже не раз писали на эту тему. Сегодня же хотим представить вашему вниманию начало книги «НОСТРОЙ СТАНДАРТИЗАЦИЯ». Это пока только черновик. Мы хотели бы, чтобы вы стали соавторами этой книги. Читайте, высказывайте свое мнение. Присылайте ваши замечания, предложения по адресу:  info@zanostroy.ru или оставляйте комментарии к статье. Мы надеемся, что эта тема не оставит вас равнодушными.

Начало книги

Согласно ст.16.1 федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии № 2079 от 1 июня 2010 г. утвержден перечень документов в области стандартизации, в результате применения которых, на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований федерального закона от 30.12.2009 г. № 384 «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».

Согласно п.4 ст.16.1 применение национальных стандартов и сводов правил из этого перечня является достаточным условием соблюдения технического регламента. «Оценка соответствия» может осуществляться на основании подтверждения и соответствия указанным национальным стандартам и сводам правил.

Неприменение вышеуказанных национальных стандартов и сводов правил не может оцениваться как несоблюдение требований технических регламентов. В этом случае допускается применение предварительных национальных стандартов, стандартов организаций.

В соответствии со ст.17, 16.2 стандарт организации может быть использован в качестве основы для разработки проекта предварительного национального стандарта.

Решением Совета НОСТРОЙ от 11 ноября 2010 г. № 15 утвержден «Порядок организации работ по формированию, ведению и реализации программы стандартизации Национального объединения строителей», где цена стоимости стандарта НОСТРОЙ приравнена к стоимости разработки, экспертизы национального стандарта (предварительного Национального стандарта) согласно р.50.1.058-2006  «Методика оценки стоимости разработки, экспертизы национальных стандартов Российской Федерации иэкономической эффективности от их внедрения» в качестве рекомендаций утверждены и введены в действие Приказом Федерального агентства  по техническому регулированию и метрологии № 191-ст. от 11.09.2006 г. В «области применения» указано, что рекомендации предназначены для обоснования трудоемкости разработки национальных стандартов в соответствии с действующим законодательством, их экспертизы и анализа экономической эффективности их внедрения.

Согласно рекомендации р.50.1.058-2006, примененной как основной документ для расчета стоимости разработки «стандарта НОСТРОЙ» (протокол № 15 Совета НОСТРОЙ от 11.11.2010 г. приложение № 29 к вопросу № 9 повестки дня), есть приложение «Б» (обязательное).

Читаем п.Б.2 экономическая эффективность от внедрения национальных стандартов («в уме» держим и подразумеваем стандарт НОСТРОЙ):

Б.2. Можно утверждать, что стандартизация как деятельность и, соответственно, национальный стандарт как продукт этой деятельности являются эффективными, поскольку предполагают решение оптимизационных задач.

Учитывая, что конкретный национальный стандарт применяется при разработке новой продукции (услуги) или нового процесса другими разработчиками этой продукции (услуг) или процессов многократно, они не несут затрат на его создание. Следовательно, отсутствие затрат на разработку данного национального стандарта определяет экономический эффект от его применения.

П.4.1 (методики р.50.1.058-2006) оценка стоимости, включая исходную трудоемкость, приведена в рекомендациях для вновь разрабатываемых национальных стандартов. Поэтому все стандарты НОСТРОЯ разработаны впервые, аналоги документов отсутствуют!

П.4.4 (методики р.50.1.058-2006) самое главное - оценка стоимости разработки национального стандарта и ее обоснование проводится заинтересованными организациями на этапе формирования предложений в проект «Программы национальной стандартизации».

То есть, как пример: есть предложение по разработке стандарта НОСТРОЙ по сборке и монтажу деревянных конструкций, по расчетам и обоснованием стоимости – 2 млн руб. -  включаем в Программу, нет обоснования стоимости – не включаем!

В «Порядке организации работ по формированию, ведению и реализации Программы стандартизации Национального объединения строителей», утвержденном Советом 11.11.2010 протокол № 15, п.2.3 Департамент собирает предположения от Комитетов НОСТРОЙ, СРО, ассоциаций, научно-исследовательских учреждений и других организаций для формирования Программы П.2.3. Предложения должны в обязательном порядке включать:

- пояснительную записку с указанием вида работ (приказ № 624);

- предварительную оценку стоимости Стандарта (кто-нибудь это видел?);

- информацию об объеме проведенных предварительных работ, рекомендации о потенциальных исполнителях.

Далее п.2.4, п.2.5. Департамент направляет в комитеты предложения, получает заключения и представляет официальное заключение в адрес Аппарата, а руководитель Аппарата вносит предложение в повестку заседания Совета. (Внесение изменений в Программу  (п.2.7) два раза в год  - в марте и сентябре).

П.3. Правила организации разработки документов Системы Стандартизации Объединения происходит в следующем порядке (п.3.2):

1. Выбор исполнителя! Затем (придумываем ему работу) разработка проекта технического задания (10% трудоемкости разработки, см. р.50.1.058-2006) и ориентировочной цены услуг.

Согласно п.3.2.2. Предпочтение при определении потенциальных разработчиков должно отдаваться юридическим и физическим лицам, которые участвуют в софинансировании разработки! В софинансировании себя!

После согласования в Аппарате исполнителя, представляют кандидатуру Президенту!

Все! Исполнителя утвердили, работу придумали, договор подписали, деньги оплатили, проект продукта получили. Эта стадия согласно СТО НОСТРОЙ 1.1-2010 (п.6.2) называется организация разработки проекта стандарта в первой редакции. Замечу, что в приложении «Г» стр.53 содержание исходного документа для разработки стандарта, устанавливающего цели и задачи стандарта носит рекомендательный характер, как и состав пояснительной записки (приложение «Ж» стр.64) – рекомендуемое.

Согласно п.6.3.4 (стр.28) заказчик, как правило, утверждает техническое задание. А что, может и не утверждать?

Согласно 6.3.7 (стр.34) первую редакцию направляем на отзыв заказчику и публикуем на официальном сайте в разделе «Техническое регулирование». Нате! Пишите «бесплатно» замечания, а если не получили замечания – продолжаем разработку в соответствии с календарным планом (п.6.3.9 стр.35). это называется «Публичное обсуждение» п.6.3.11 (65% трудоемкости разработки). Далее «фильтр» следующий этап - экспертиза: п.6.3.4.1 (стр.23) -  нормоконтроль, терминологическая и научно-техническая экспертиза. П. 6.3.4.2 (стр.28), специализированная терминологическая экспертиза, метрологическая экспертиза, правовая, патентная, звучит убедительно!

Получение согласований комитетов и сторонних организаций в срок – не более 20 дней, если не успели, то стандарт считается согласованным  (25% трудоемкости разработки) (п.6.3.12 стр.36)а. В связи с информационной открытостью увидеть бы полный перечень (п.6.3.14) документации  на сайте, если она представляется на электронном носителе.

Все! Утверждаем решением Совета и дальнейшее побуждение для принятия на общих собраниях решения о целесообразности введения в действие стандарта в рамках СРО.

Согласно п.12.4 (стр.48)  СТО НОСТРОЙ 1.1-2010 применение стандартов НОСТРОЙ может быть оговорено путем прямых ссылок в тексте договора, либо могут быть изложены в приложении к договору. Приложением к договору на выполнение СМР является проектная документация, либо раздел проектной документации – Сводный сметный расчет или Сметы.

П.7.4 СТО НОСТРОЙ 1.0-2010 (стр.24). Требования документов Системы стандартизации подлежат соблюдению другими субъектами хозяйственной деятельности и приобретателями, если эти документы указаны в сопроводительной технической документации, декларации о соответствии  продукции (работ, услуг) изготовителя (поставщика) продукции, исполнителя работ (услуг), или в договоре (контракте, соглашении), или, если изготовитель (поставщик) продукции, исполнитель работ (услуг) применил обозначение стандартов в маркировке, в эксплуатационной или иной документации.

П. 6.1 (стр.16) СТО НОСТРОЙ 1.0-2010 к документам Системы стандартизации относятся:

- стандарты организаций в форме:

а) стандарты НОСТРОЙ – СТО НОСТРОЙ;

б) совместные стандарты национальных объединений – СТО ССНО;

в) стандарты СРО – СТО СРО;

г) рекомендации НОСТРОЙ – Р-НОСТРОЙ;

д) указатели документов по техническому регулированию и стандартизации, действующих в НОСТРОЙ.

П. 6.1.2 (стр.20). Порядок разработки, утверждения, применения, обновления (внесения изменений), отмены совместных стандартов национальных объединений (СТО ССНО) устанавливается в соответствующих совместных стандартах национальных объединений на основе соглашений, заключаемых между национальными объединениями.

Открываем Градостроительный кодекс, ст.48 п.2: «Проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта».

В состав проектной документации (п.12 ст.48 ГрК РФ) включен обязательный раздел «Проект организации строительства», который должен содержать в текстовой части (постановление Правительства № 87 от 16 февраля 2008 г.):

е) описание особенностей проведения работ в условиях действующего предприятия, в местах расположения подземных коммуникаций, линий электропередачи и связи - для объектов производственного назначения;

ж) описание особенностей проведения работ в условиях стесненной городской застройки, в местах расположения подземных коммуникаций, линий электропередачи и связи - для объектов непроизводственного назначения;

з) обоснование принятой организационно-технологической схемы, определяющей последовательность возведения зданий и сооружений, инженерных и транспортных коммуникаций, обеспечивающей соблюдение установленных в календарном плане строительства сроков завершения строительства (его этапов);

и) перечень видов строительных и монтажных работ, ответственных конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, подлежащих освидетельствованию с составлением соответствующих актов приемки перед производством последующих работ и устройством последующих конструкций;

к) технологическую последовательность работ при возведении объектов капитального строительства или их отдельных элементов;

л) обоснование потребности строительства в кадрах, основных строительных машинах, механизмах, транспортных средствах, в топливе и горюче-смазочных материалах, а также в электрической энергии, паре, воде, временных зданиях и сооружениях;

м) обоснование размеров и оснащения площадок для складирования материалов, конструкций, оборудования, укрупненных модулей и стендов для их сборки. Решения по перемещению тяжеловесного негабаритного оборудования, укрупненных модулей и строительных конструкций;

н) предложения по обеспечению контроля качества строительных и монтажных работ, а также поставляемых на площадку и монтируемых оборудования, конструкций и материалов;

о) предложения по организации службы геодезического и лабораторного контроля;

п) перечень требований, которые должны быть учтены в рабочей документации, разрабатываемой на основании проектной документации, в связи с принятыми методами возведения строительных конструкций и монтажа оборудования;

с) перечень мероприятий и проектных решений по определению технических средств и методов работы, обеспечивающих выполнение нормативных требований охраны труда;

у) обоснование принятой продолжительности строительства объекта капитального строительства и его отдельных этапов.

Требование о содержании в ПОС – стандартов НОСТРОЙ и СТО ССНО по выполнению работ должно исходить от заказчика!

Если строители получили проектную документацию без упоминания стандартов НОСТРОЙ, то и выполнять работы они будут без стандартов. В настоящее время: проектировщики часто указывают в организационно-технической документации ссылки на СНиП, а не на СП. Проектная документация для строителей является «конституцией»!

Задача каждого подрядчика - каждые произведенные затраты при выполнении работ должны быть оплачены заказчиком! Оплата работ производится по смете, которая должна содержать сводку затрат, сводный сметный расчет, объектные и локальные сметы, сметные расчеты на отдельные виды затрат. Если проектировщики не включили в состав проектной документации  (ПОС, смета) инновационные стандарты НОСТРОЙ, то подрядчик «в ущерб себе» не будет выполнять лишние операции.

А «добрые» заказчики, даже если выполнение работ по стандартам прописано в договоре, но нет в смете, финансировать за счет резерва средств на непредвиденные затраты не будут.

Рассмотрим правовой статус Стандарта:

1. В распоряжении Правительства РФ № 1047-р от 21 июня 2010 г., в приказе

Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 1 июня 2010 г. № 2079 «Об утверждении Перечня документов в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» упоминания об обязательном и добровольном применении для обеспечения соблюдения технического регламента о безопасности зданий и сооружений – стандартов НОСТРОЙ нет.

2. Изыскатели, проектировщики о титанической работе по разработке стандартов НОСТРОЙ, в которых установлены также требования к проектированию, не знают! Включение стандартов НОСТРОЙ в проектную документацию без утвержденных совместных стандартов Национальных объединений (СТО ССНО) невозможно!

(СТО НОСТРОЙ 1.0-2010), (СТО НОСТРОЙ 1.1-2010)

В итоге стандарт НОСТРОЙ п.3.11 стр.5 (СТО НОСТРОЙ 1.0-2010) – это рекомендация Р НОСТРОЙ: п.3.15 стр.6: «Документ Системы стандартизации, утвержденный в установленном в НОСТРОЙ порядке и содержащий советы организационно-методического характера, способствующих достижению целей СРО, применению стандартов, а также положений, которые целесообразно предварительно проверить на практике до их установления в стандартах». (СТО НОСТРОЙ 1.0-2010).

Согласно СТО НОСТРОЙ 1.1-2010 (п.12.5 стр.48) рекомендуемые положения становятся обязательными для применения, если в договоре (контракте) и (или) в проектной документации предусмотрены соответствующие указания со ссылкой на эти положения стандартов.

При отсутствии в договоре (контракте) таких указаний СРО – члены НОСТРОЙ, а также члены СРО, осуществляющие контроль (надзор) за соблюдением обязательных требований стандартов НОСТРОЙ, не вправе требовать применения рекомендуемых положений для обеспечения выполнения обязательных требований или запрещать применение решений, отсутствующих в стандартах НОСТРОЙ.

Итог: хотелось сделать национальный стандарт, а получили советы организационно-методического характера.

Ждем ваших предложений, замечаний, комментариев,
Ваши ЗаНострой.РФ, ЗаСро.РФ, ЗаСаморегулирование.РФ

Ранее по теме мы писали:
Стандарты НОСТРОЙ - большое достижение или великий обман?

Предупреждение!

Этот материал является обновленной копией устаревшего. У него также могут быть комментарии в Архиве, чтобы их посмотреть перейдите по этой ссылке


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Последние комментарии
19.11, 18:39 Владимир Полозюк: Игра по заСРОнным правилам... ;-)
19.11, 10:40 Сергей Котенко: Пан или пропал
18.11, 14:57 Владимир Полозюк: Трамвайчик, Аннушка, масло, Берлиоз...;-)
17.11, 23:18 Северный амур: Трамвайчик, зайчик и т.п.
17.11, 23:16 Северный амур: Красавица, но далекая от жизни.