В мэрии Новосибирска состоялось совещание, посвящённое проблемам, которые возникают в связи с установлением приаэродромных территорий (ПАТ) в соответствии с Федеральным законом № 135-ФЗ от 1 июля 2017 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка установления и использования приаэродромной территории и санитарно-защитной зоны». Участие во встрече приняли представители исполнительной власти региона, саморегулируемого строительного сообщества, общественных организаций. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Новосибирска.
***
Ведущий юрист Ассоциации строительных организаций Новосибирской области (СРО АСОНО, СРО-С-284-21062017) Мария Митяшина в выступлении обозначила общие аспекты правового регулирования строительства на приаэродромных территориях и возникающие при этом проблемы.
Она напомнила, что первая редакция проекта 135-ФЗ появилась ещё в 2014 году, и была ориентирована на регулирование строительства в границах ПАТ исключительно гражданских аэродромов. «Аэродромы экспериментальной и государственной авиации под действие этого закона подводить тогда не предполагалось», – уточнила госпожа Митяшина. Однако впоследствии действие закона решили распространить на эти аэродромы, что усложнило ситуацию.
Новый закон определил приаэродромные территории в составе 7-ми подзон, для каждой из которых установлены свои ограничения при осуществлении строительства. Пока что, по факту, в большинстве субъектов Российской Федерации приаэродромные территории по этим новым правилам так и не установлены.
Поэтому при планировании строительства сегодня по-прежнему следует ориентироваться на переходные положения 135-ФЗ. В соответствии с этими положениями, для аэродромов экспериментальной авиации согласование (строительства) осуществляет организация, которая эксплуатирует аэродром, для госавиации – организация, в ведении которой находится аэродром, для аэродромов гражданской авиации – Росавиация.
При этом в каждом из трёх случаев базовым условием, без которого согласование не получить, является наличие положительного заключения Роспотребнадзора. Указанные согласования необходимы, когда планируется строительство в пределах ПАТ, внесённой в Государственный кадастр недвижимости (ГКН) до 1 января 2016 года. Если в ГКН сведения о территории отсутствуют, но строительство планируется в границах полос воздушных подходов аэродромов или в границах санитарно-защитных зон, указанных в картах-схемах, размещаемых ныне на официальных сайтах уполномоченных органов – согласование тоже необходимо.
Проблемы при согласовании строительства возникают, прежде всего, когда вопрос касается аэродромов государственной (преимущественно военной) авиации, и похоже, эти проблемы при подготовке 135-ФЗ вообще не учитывались. Причина в том, что практически вся ключевая информация, необходимая для регламентирования строительства в ПАТ военных аэродромов, от установления границ полос воздушных подходов до ограничений по высоте возможных объектов, от интенсивности полётов до лётных характеристик воздушных судов – является государственной тайной. В дополнение к этому, получить положительное заключение Роспотребнадзора по ПАТ госавиации также практически невозможно, поскольку Роспотребнадзор также попадает в «ловушку военной тайны». Исходной информации по ПАТ военных аэродромов не хватает, для подготовки заключения Роспотребнадзору нужно провести замеры уровня шума, загрязненности атмосферы и тому подобное, но из-за режима секретности сделать этого нельзя – возникает замкнутый круг, выход из которого только один: отказ в согласовании строительства.
По окончании переходного периода, с полным вступлением в действие 135-ФЗ потребность в описанных выше согласованиях отпадёт, но организовывать строительство в ПАТ, к сожалению, не станет легче.
Руководитель Совета СРО АСОНО Максим Федорченко напомнил, что изначальным поводом для его создания 135-ФЗ стала необходимость упорядочения градостроительного регулирования Новой Москвы. Однако в ходе обсуждений законопроект был загромождён дополнениями, в том числе теми, которые распространили его действие практически на все виды аэродромов и, вдобавок к необходимым требованиям авиационной безопасности, прописали избыточные санитарные требования.
В итоге во многих регионах из-за новых «приаэродромных» ограничений останавливаются стройки даже сейчас, в переходном периоде, до полного введения в действие федерального закона 135-ФЗ.
И он также согласен: когда этот переходный период закончится, станет ещё хуже. Неясность, расплывчатость требований порождает «мутную воду», в которой проблемы могут всплывать совершенно неожиданно. Отдельная проблема связана с 7-й подзоной ПАТ (это единственная подзона, не связанная с обеспечением авиационной безопасности – она призвана гарантировать выполнение санитарных норм, в частности, по шумозащите). Причём, требования к ней прописаны так, что фактически, данная подзона может накрывать весь город, расположенный неподалёку от аэродрома.
По сведениям господина Федорченко, к настоящему времени Роспотребнадзором разработана методика расчёта 7-й подзоны приаэродромных территорий – но она действует только для гражданских аэродромов.
Участники предложили обратиться в федеральные органы власти с просьбой о введении моратория на действие 135-ФЗ или отдельных его частей. В настоящее время, по мнению строителей, нужно разрабатывать новую систему регулирования строительства в приаэродромных территориях, с учётом интересов всех граждан, обеспечением безопасности авиасообщений, но и с учётом реальных задач жилищного строительства.