Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2021 / 08 / 04 /
Опубликовано: 04 августа 2021 в 13:31
0    1993

​Правительственный Аналитический центр проанализировал причины расторжения контрактов и предложил разработать механизмы досудебного урегулирования


Аналитический центр при Правительстве России по заказу Министерства финансов РФ провёл исследование проблемы высокой доли расторжения контрактов, заключённых на основании Федерального закона № 44-ФЗ. По результатам исследования был выпущен весьма объёмный (40 страниц) доклад, в который предлагает заглянуть наш добровольный эксперт из Омска.


***
Согласно докладу, за 2017-2019 годы в среднем расторгалось 19% контрактов от количества заключённых контрактов. Для сравнения в рамках Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в среднем расторгалось только 11% контрактов от количества заключённых.


Наибольшее количество расторжений контрактов происходит по соглашению сторон (97,64% от всех расторжений). Доля расторжений контрактов в одностороннем порядке по решению заказчика равна 2,13%, в одностороннем порядке поставщиком и по решению суда – 0,24%.


Чаще всего расторжения контрактов происходят у муниципальных заказчиков (до 29% от числа всех заключённых муниципальных контрактов, 45% от числа всех расторгнутых).


Основными причинами расторжения контрактов в регионах, занимающих первые позиции в топ-20 субъектов Российской Федерации с высокими долями расторжения контрактов, являются факт невыборки заказчиком всего объёма закупаемого товара (работы, услуги) и необходимости нивелирования закупки, так как у заказчика отпала потребность в закупаемых товарах (работах, услугах).


Расторжение контрактов в основном происходит среди контрактов, заключаемых не на конкурентных процедурах (61-63% расторжений согласно данным 2019 – 2020 годов происходит с единственным поставщиком, из них 21-25% приходится на контракты с естественными монополиями, содержащие «рамочные» условия).


Авторы доклада приходят к выводам, что расторжение по соглашению сторон контрактов с «рамочными» условиями контрактов является объективно сложившейся практикой, основанной на бюджетном законодательстве и финансовой политике заказчика. При этом снижению доли расторгаемых по этой причине контрактов должно способствовать улучшение качества планирования закупочных процедур заказчиками. Гипотеза о высокой доле расторжения контрактов вследствие влияния на неё недобросовестного поведения заказчиков с целью устранения «не своего» поставщика не нашла своего подтверждения.


С учётом изложенного в целях сокращения высокой доли расторгаемых контрактов и формирования возможности мониторинга причин расторжения контрактов предлагаются следующие меры.
1. Рассмотреть вопрос о создании досудебного инструмента урегулирования спора (обжалования), например, через ФАС России, в том случае, если поставщик считает односторонний отказ заказчика от исполнения договора необоснованным.
2. С целью ликвидации возможных злоупотреблений в части использования соглашения о расторжении контракта предлагается унифицировать его форму, в которой будет отражаться конкретная причина расторжения контракта, а также рассмотреть вопрос о возможности автоматизации его подписания между сторонами непосредственно в ЕИС.
3. Рассмотреть вопрос о создании индекса деловой репутации участников закупок, учитывающего негативные факты предыдущего опыта исполнения контрактов, и о применении такого индекса в виде понижающего показателя для оценки заявок участников.
 


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии