Как мы уже информировали, Национальное объединение изыскателей и проектировщиков опубликовало проект Концепции совершенствования системы технического регулирования и оценки соответствия в строительстве. Отмечалось, что работа над документом велась в рабочей группе «Агрессивное развитие инфраструктуры», сформированной Правительством РФ для проработки вопросов Стратегии пространственного развития, новых жилищных возможностей, экологии и инфраструктуры, нового ритма строительства для обеспечения достижения национальных целей в сфере строительства и благоустройства к 2030 году. Курирует группу заместитель председателя Правительства РФ Марат Хуснуллин. По его поручению Концепция была разработана в составе документов проекта одноименного стратегическому направлению «Новый ритм строительства». Подробнее о предложениях Национального объединения читайте в материале нашего добровольного эксперта из Новосибирска.
***
Основная цель, прописанная в Концепции, – обеспечение инструментами и средствами технического регулирования реализации национальных целей и задач, установленных Президентом России в Послании Федеральному Собранию от 21 апреля 2021 года, а также задач, включённых в проект Стратегии «Агрессивное развитие инфраструктуры».
Как указывают авторы, повышение качества государственной политики при решении вопросов нормативного регулирования общественных отношений в строительстве в рамках настоящей концепции будет способствовать привлечению к их решению ответственных институтов гражданского общества для решения следующих задач.
Во-первых, до 2024 года сокращение сроков внедрения новых материалов и технологий в строительстве, в том числе значительное снижение сроков реализации инвестиционно-строительных проектов путём сокращения административных процедур и обновления нормативно-технических требований при строительстве промышленных инфраструктурных объектов с участием, в первую очередь, крупных инфраструктурных и промышленных предприятий (Росатом, ПАО Газпром, Роснефть, РАО ЖД и других).
Одновременно за счёт усиления персональной (имущественной, административной или уголовной) ответственности специалистов, участвующих в разных инвестиционных этапах: руководителей, а также ГАПов и ГИПов проектных организаций, экспертов организаций экспертизы, авторского надзора, технического надзора заказчика, ответственного лица организации, осуществляющей строительство и строительный контроль, контрольных и дисциплинарных органов саморегулируемых организаций в строительной сфере, государственного строительного надзора, государственных и муниципальных разрешительных органов.
Во-вторых, в период 2022-2030 годы оптимизация структуры нормативной базы и системы управления техническим регулированием, с учётом вышеназванных приоритетов, включая сокращение административных процедур до минимального значения, оптимизацию соотношения количества обязательных и добровольных требований в строительстве при безусловном обеспечении требований безопасности зданий и сооружений для достижения целей и задач правительственной Стратегии «Агрессивное развитие инфраструктуры».
В числе основных вызовов, требующих реформирование системы технического регулирования, инфраструктуры авторы концепции называют:
- противоречие между частным характером инвестиций в основной капитал и государственной системой регулирования, сохранившей избыточный контроль;
- противоречие между прогрессивными нормами законодательства о техническом регулировании и стандартизации, и закрытыми ведомственными процедурами обновления технических требований и норм, зачастую носящих противоречивый характер и сохранивших в доказательной базе устаревшие документы, основанные на предписывающем методе;
- противоречие между потребностью в теоретическом и экспериментальном обосновании новых технических норм строительства, основанных на риск-ориентированном и параметрическом методах нормирования, и деградацией существовавших ранее соответствующих научных школ и экспериментальной базы;
- противоречие между процедурами оценки соответствия для обеспечения безопасности зданий и сооружений и отсутствием ответственности государственных (муниципальных) участников инвестиционного процесса;
- противоречие между необходимостью технологического развития промышленности и сохранением устаревших норм технологического проектирования.
К Концепции прилагается план мероприятий по её реализации, которая включает 23 мероприятия по анализу, разработке и подготовке предложений и документов различного уровня. Основными исполнителями мероприятий являются Минстрой, Минпромторг, Росаккредитация, Росстандарт, Ростехнадзор, НОПРИЗ и НОСТРОЙ при участии МЧС, РСС, РСПП и ТПП. Во избежание межведомственных конфликтов в техническом регулировании предлагается сформировать механизм их разрешения с привлечением профессиональных экспертов. Согласно плану, он должен появиться в 2022 году в сотрудничестве Минпромторга и Минстроя.