НОСТРОЙ 11 февраля 2011 года зарегистрировал в Едином реестре систем добровольной сертификации Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии (Росстандарт) Систему добровольной оценки соответствия НОСТРОЙ - СДОС «НОСТРОЙ» (рег. № РОСС БШ.К747.04ПСВ0).
Системой СДОС «НОСТРОЙ» предусмотрено проведение добровольной сертификации работ, продукции и услуг в строительстве, а также систем менеджмента качества строительных организаций, входящих в состав СРО.
Однако нельзя забывать, что процедуры Добровольной оценки соответствия являются по определению добровольными. Нельзя загонять строительные организации в Системы добровольной оценки соответствия (СДОС)!
СДОС «НОСТРОЙ» реализует свою деятельность на территории размещения Аппарата НОСТРОЙ по адресу: г. Москва, ул.Малая Грузинская, 3; 10 этаж, кабинет 1003. Более того, Департамент технического регулирования НОСТРОЙ практически осуществляет руководство СДОС НОСТРОЙ в лице своего руководителя Пугачева Сергея Васильевича через отдел методологии контроля и оценки соответствия: куратора СДОС НОСТРОЙ, начальника отдела – Акиева Руслана Сослановича; ведущего специалиста – Рыбака Андрея Николаевича; эксперта – Домбак (Ивановой) Ольги Владимировны.
Соответственно, все эти сотрудники и СДОС НОСТРОЙ используют административный, экономический и информационный ресурс НОСТРОЙ! Куда смотрит общественность, ФАС и Росаккредитации?!
Ко всему прочему, должны быть еще и профессиональная этика и принципы независимости! Да и пора раскрыть информацию по финансовой деятельности СДОС НОСТРОЙ. А здесь есть что раскрывать, ведь цена одного сертификата СДОС НОСТРОЙ на один вид работ, согласно официальным данным НОСТРОЙ под названием «Контрольные ценовые ориентиры», колеблется от 10 до 60 тыс. рублей в год!
Но ведь строительные организации крайне редко берут свидетельство о допуске на один вид работ… Простые арифметические вычисления показывают, что стоимость СДОС НОСТРОЙ может обходиться строительному сообществу свыше 5 млрд руб. в год. Размеры взносов в НОСТРОЙ отдыхают!
Про стандарты саморегулирования Департаментом технического регулирования НОСТРОЙ забыто напрочь, вместо них уверенно разрабатываются за немыслимо громадные деньжищи стандарты организации (СТО НОСТРОЙ), которые не признаются ни застройщиком, ни органами Главгосэкспертизы. Если бы эту энергию, да направить в нужное русло! Как минимум, можно было бы разработать дюжину стандартов саморегулирования и поучаствовать в разработке Национальных стандартов (ГОСТ Р), да утвердить их в статусе хотя бы добровольного применения по аналогу с документами в области стандартизации, в результате применения которых на добровольной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона от 30 декабря 2009 г. № 384 - ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (в ред. Приказа Росстандарта от 18.05.2011 N 2244).
Понятно, что СДОС НОСТРОЙ – система «выжимания» денег из строительных организаций, а программа стандартизации НОСТРОЙ в корне противоречит законодательству и является подменой системы формирования обязательных к применению государственных нормативных документов необязательными к применению документами – стандартами организации. «Титаническими» усилиями Департамента технического регулирования НОСТРОЙ стандарты НОСТРОЙ навязываются саморегулируемым организациям для их принятия, подменяя установленные Законом стандарты деятельности стандартами системы стандартизации НОСТРОЙ.
И, исходя из победных статей, в этом есть определенные достижения. Некоторые СРО даже показываются как передовики в вопросе применения стандартов конкретными строительными организациями. Но обратите внимание, какие это СРО и какие стандарты? Это СРО, как правило, осуществляющие узконаправленную деятельность, например, подземное строительство, дорожное строительство и т.д., которые САМИ разработали и САМИ же применяют СВОИ стандарты! Было бы удивительно, если бы строительные организации таких СРО применяли какие-то другие стандарты.
Кроме того, скромно умалчивается, что процесс принятия стандартов саморегулируемыми организациями практически остановился, а некоторые СРО начинают обратный ход – отказываются от принятых стандартов (СРО «Сахалинстрой», например), задумавшись о последствиях.
В настоящем виде такой Департамент НОСТРОЙ не нужен! Необходимо в срочном порядке на ближайшем Съезде НОСТРОЙ заслушать руководителя Департамента технического регулирования о зря проделанной работе – вручить ему почетную грамоту и… создать Департамент Развития НОСТРОЙ и двигаться вперед, развивая тему саморегулирования, пока нас самих не развернули к лицензированию, а попытки в этом направлении уже есть!
Я уверен, что необходимо начать реальный профессиональный разговор о саморегулировании, о стандартах саморегулирования, о правилах выполнения работ, месте и роли во всём этом СРО и НОСТРОЙ. Сейчас мы просто губим саморегулирование.
Сейчас в НОСТРОЙ просто делают то, что умеют. И функции Аппарата возникли не из необходимости, а из понимания и возможностей принятых на работу людей - по знакомству, по прежней службе и т.п.
Вначале необходимо правильно сформулировать задачи и функции НОСТРОЙ. Действовать все строительное сообщество должно консолидировано. Нужна только политическая воля Руководства НОСТРОЙ и всего строительного сообщества!
Николай Четверик