Директор двух СРО – Ассоциации «Объединение организаций, выполняющих проектные работы в газовой и нефтяной отрасли «Инженер-Проектировщик» (СРО-П-125-26012010) и Ассоциации «Объединение организаций выполняющих инженерные изыскания в газовой и нефтяной отрасли «Инженер-Изыскатель» (СРО-И-021-12012010) Алексей Петров представил на недавнем заседании Экспертного совета по строительству, промышленности строительных материалов и проблемам долевого строительства при комитете Государственной Думы по транспорту и строительству своё мнение по теме «Вопросы реформирования системы технического регулирования строительной отрасли России». Подробности читайте в материале нашего добровольного столичного эксперта.
***
Алексей Петрович указывает на следующие проблемы существующей системы технического регулирования в области создания ОКС:
1. Практика внеотраслевого технического регулирования показала свою нежизнеспособность. Отсутствие специализированных строительных нормативов провоцирует нарастающее технологическое отставание, а попытка их замещения в рамках массовой разработки СТУ ведёт к колоссальным издержкам в эксплуатации.
2. Обезличивание разрабатываемых строительных нормативов в рамках ТК Росстандарта ведёт к снижению их уровня и утрате доверия к ним со стороны профессионального сообщества.
3. Потенциал саморегулирования в строительстве используется недостаточно, частно-государственное партнёрство развивается непоследовательно. Взаимодействие СРО и органов госнадзора слабое или отсутствует.
4. Устаревшая архитектура нормативной базы строительной отрасли провоцирует применение, в рамках госэкспертизы, исключительно директивного нормирования, что существенно снижает возможность внедрения новаций и использование собственной доказательной базы при оценке соответствия.
В связи с этим предлагается реформирование системы технического регулирования создания объектов капитального строительства. В частности, оставив только два вида нормативных документов (в отличие от того многообразия, которое имеет место сегодня):
- градостроительные регламенты (региональные и муниципальные градостроительные нормативы);
- а также документы в области инженерных изысканий, проектирования, строительства и сноса.
Оценку соответствия, по мнению автора, необходимо сосредоточить в рамках профессиональных сообществ, сформировав базу аттестованных экспертов и аккредитованных экспертных (сертифицирующих) организаций, входящих в СРО.
В целом реформа может включать следующие шаги:
1. Проработка архитектуры нормативов регулирования строительства на основе их оптимизации и специализации как по количеству, так и по номенклатуре, приняв за основу концепцию параметрического нормирования.
2. Предусмотреть возможность Ассоциации в системе технического регулирования строительной отрасли нормативов субъектов хозяйственной деятельности, а также профильных инженерных обществ, в том числе технологического надзора Германии (TUV).
3. Доработка концепции реформирования СТР в которую должно быть учтено:
- однозначные определения состава участников, их функционал, реализуемый в системе технического регулирования;
- определение состава и статус нормативов технического регулирования, правила их разработки, регистрации, внесения изменений, актуализации, применения и отмены;
- определение правил и процедур оценки соответствия, для целей верификации и валидации. А также правил взаимодействия с государственной экспертизой, контролем и надзором.
Новая реформа, по мнению господина Петрова, потребует серьёзных корректив в существующем градостроительном и смежном законодательстве, а также активного участия саморегулируемого сообщества.