В профессиональном сообществе активно обсуждают варианты поддержки подрядчиков в условиях стремительного подорожания стройматериалов. Например, в части возможности изменения цены государственного контакта при существенном изменении цен на строительные ресурсы. С подробностями – наш добровольный красноярский эксперт.
***
На прошлой неделе было распространено совместное письмо трёх федеральных ведомств – Минстроя, Минфина и ФАС России. В документе, в частности говорится, что в действующем законодательстве (44-ФЗ) уже предусмотрена возможность изменения существенных условий контакта по соглашению сторон в том случае, если возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие за собой невозможность его исполнения, в том числе, без внесения изменений в проектную документацию.
Эти изменения осуществляются при наличии в письменной форме обоснования такого изменения на основании решения федеральных, региональных или муниципальных властей и при условии, что изменение не приведёт к изменению срока исполнения контракта и цены контракта не более, чем на 30%. При этом предельная сумма контракта составляет 100 миллионов рублей.
Однако, не все разделяют такой подход, и даже призывают отозвать это письмо. Одним из критиков выступил президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин (на снимке – ред.), который считает, что ведомства неверно трактуют действующие положения закона, а также не учитывают судебную практику. По мнению специалиста, рост цен на строительные материалы не относится к форс-мажорным обстоятельствам и не может быть использован как причина для увеличения цены контракта.
Павел Владимирович напомнил, что по общему правилу (часть 2 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе) при заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается. Хотя есть и исключения. Существенные условия контракта могут быть изменены по соглашению сторон при одновременном соблюдении следующих положений:
- контракт заключён на срок не менее одного года;
- предмет контракта – выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства, проведению работ по сохранению объектов культурного наследия;
- цена контракта составляет или превышает предельный размер (предельные размеры) цены, установленный Правительством РФ;
- при исполнении контракта возникли независящие от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, в том числе необходимость внесения изменений в проектную документацию.
При этом, изменение условий осуществляется:
- при наличии обоснования и на основании решения Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации, местной администрации (в зависимости от нужд закупки);
- при условии, что изменение не приведёт к увеличению срока исполнения контракта и (или) цены контракта более, чем на 30%. При этом в указанный срок не включается срок получения в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности положительного заключения экспертизы проектной документации в случае необходимости внесения в нее изменений.
«Таким образом, право заказчика на принятие решение об увеличении цены контракта ставится в прямую зависимость от непревышения лимита бюджетных обязательств (решения о предоставлении бюджетных ассигнований) и новой (пересчитанной и получившей положительное заключение экспертизы в части её достоверности в установленных законом случаях) сметной стоимости, как одного из обязательных условий», – отмечает господин Горячкин. А рост стоимости материалов не может быть отнесён к независящими от сторон контракта обстоятельствами, в том числе к обстоятельствам непреодолимой силы, влекущими невозможность исполнения контракта.