Опубликовано:
17 мая 2021 в 13:34
2021-05-17T13:34:00
0
2591
Дмитрий Швидковский о перспективах развития системы образования в строительной отрасли и роли Национальных объединений в этом процессе
Добровольные эксперты ЗаНоСтрой.РФ не раз рассказывали о положительном опыте в деле подготовки кадров и развития программ профориентация со стороны региональных СРО. Работу в данном направлении проводят в самых разных субъектах – это и Сахалинская область, и Архангельская, и Ивановская, и Республика Дагестан. Их усилия очень важны, однако, очевидно, что основную координирующую функцию должны взять на себя Национальные объединения, прежде всего, обеспечив связь сообщества с профильными вузами. Национальное объединение изыскателей и проектировщиков проводит большую работу, поддерживая контакты с ведущими отраслевыми научными и учебными заведения, такими, как МГСУ и МАРХИ, организует выставки и конкурсы, в которых могут проявить себя молодые архитекторы и студенты старших курсов.
Своим мнением о том, каким образом может быть выстроено это взаимодействие и какие вызовы могут стоять перед будущими специалистами строительной отрасли, поделился президент Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН) Дмитрий Швидковский. Подробности читайте в материале нашего добровольного автора из Подмосковья.
***
Чрезвычайно важно сближение образовательных и профессиональных стандартов, обеспечение готовности выпускников архитектурно-строительных вузов к немедленному включению в конкретную работу. В связи с этим особое значение приобретает сотрудничество учебных учреждений, Российской академии архитектуры и строительных наук с Национальным объединением изыскателей и проектировщиков. Научное сообщество рассчитывает и строит свои планы на основании перспектив и практики такого взаимодействия, которое, несомненно, принесёт существенные результаты для развития всех проектировщиков и изыскателей.
На сегодняшний день в России немногим более 80 высших учебных заведений ведут подготовку по направлениям УГСН Архитектура. Набор на первую ступень «бакалавриат» на 2020-2021 учебные годы составил около 2.400 человек, на вторую ступень «магистратуру» – около 1.100 человек, в основном это выпускники бакалавриата. В соответствии с принятым Государственной Думой законом об образовании, в настоящее время утвердилась структура многоуровневой подготовки специалистов. Педагогическая практика показала, что данная система позволяет быстрее и более чётко отвечать на меняющиеся вызовы времени благодаря более индивидуальному и гибкому подходу к воспитанию будущих специалистов строительной отрасли.
Распределение вузов по территории России (в каждом федеральном округе ведётся подготовка архитекторов) позволяет поддерживать и развивать региональные архитектурные школы. Преобладание вузов в Центральном федеральном округе вполне объяснимо, лидирует по числу высших архитектурных школ Москва. Далее следуют по количеству вузов Приволжский и Южный федеральные округа, в Северо-Западном и Сибирском федеральных округах – равное число вузов, затем Уральский, Дальневосточный и Северо-Кавказский федеральные округа. Размещение, безусловно, способствует сохранению и развитию региональных художественных традиций, будет определять новое прочтение идентичности как черты присущей исторической отечественной архитектуре.
Наряду с учётом региональной тематики академическое сообщество поддерживает исторические традиции отечественного архитектурно-художественного образования, раскрывая их новаторские достижения и вклад в мировую культуру.
Примером такого события стал в 2020 году цикл научных, выставочных и музейных мероприятий, посвящённый 100-летию выдающейся российской школы архитектуры, изобразительного искусства и дизайна – ВХУТЕМАС. Проведённая под эгидой комиссии Российской Федерации по делам ЮНЕСКО международная конференция «Пространство ВХУТЕМАС в мировой культуре ХХ-ХХI веков» стала свидетельством мировой значимости новаторских проектных и методических открытий педагогов и студентов ВХУТЕМАСа.
Некоторую тенденцию выявляют цифры. Например, количество поступивших в магистратуру Московского архитектурного института (Государственной академии) в 2019году составило 82 процента выпускников бакалавриата МАРХИ и 18 процента из Краснодара, Екатеринбурга, Хабаровска, Пензы, Самары, Великого Новгорода и других городов. В 2020 году 70 процента выпускников бакалавриата МАРХИ и 30 процентов из вузов Казани, Ростова-на-Дону, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Симферополя, Хабаровска, Красноярска, Уфы и других городов.
Разумеется, при обучении будущих инженеров-проектировщиков одним из важнейших факторов является освоение современных цифровых технологий. Реализация Стратегии обновления методов проектирования на основе 3D-проектирования начинается в бакалавриате и отрабатывается в магистратуре. Появление новых профилей подготовки связано с созданием объектов «устойчивой» архитектуры и активным использованием «зелёных» технологий, методик социального проектирования на базе краудсорсинговых платформ, освоением территорий в условиях экстремальной среды, решением разнообразных социальных задач, созданием религиозных объектов, различных типов зданий мобильной архитектуры. Расширение спектра профилей даёт возможность подготовить выпускников к решению как актуальных задач, так и поисков ответов на вызовы будущего.
Своё слово сказала и пандемия, которая стала настоящим вызовом для проектного и строительного сообщества, для вузов и для саморегулируемых организаций. Реализация образовательного процесса в период пандемии с использованием технологий удалённого доступа обеспечила деятельность педагогов новыми инструментами и выявила необходимость осуществления ряда его составляющих только в очном режиме.
Многовекторное, особенно в магистратуре и аспирантуре, развитие российской системы архитектурно-градостроительного образования, всё больше опирающее на научные исследования, безусловно, станет залогом новаторских достижений отечественной архитектуры, дизайна, градостроительства и урбанистики.
Войдите, чтобы оставить комментарий.