Опубликовано:
13 мая 2021 в 16:09
2021-05-13T16:09:00
0
2472
Александр Лейбович о перспективах дальнейшего развития Национальной системы профессиональной квалификации
Генеральный директор Национального агентства развития квалификаций (НАРК) Александр Лейбович выделяет пять основных направлений, на которые стоит обратить всем участникам процесса. В первую очередь – российским саморегуляторам, которым предстоит включить в работу по аттестации строителей, проектировщиков и изыскателей. Подробности читайте в материале нашего добровольного столичного эксперта.
***
Как отмечает Александр Наумович, ответ на то, что ждёт впереди систему оценки квалификации, можно найти в той Стратегии, которая принята Национальным советом при Президенте Российской Федерации по профессиональным квалификациям. Эта Стратегия включает несколько ключевых направлений развития.
Во-первых, доступность современных квалификаций для граждан и работодателей. Данное направление во многом связано с масштабированием тех инструментов и методических подходов, организационных решений, которые заложены в Национальную систему квалификации.
Второе направление связано с интеграцией тех подходов и решений, которые за последнее время складываются в различных отраслях экономики, прогнозах работодателей, у зарубежных партнёров по формированию и выявлению требований квалификациям и новым видам профессиональной деятельности. Новые подходы, которые применяются для оценки персонала. Все они имеют право на существование, но в рамках единой методологической конструкции, которую мы выстраиваем.
Эта конструкция очень простая, она предполагает, что квалификационные требования должны формироваться, прежде всего, бизнесом, участниками рынка. И эти требования должны иметь общий, понятный рынку формат. Этот формат мы называем профессиональными стандартами, а сами профессиональными стандарты, как методическая конструкция тоже могут и будут развиваться. Также по всей цепочке управления качеством специалистов на рынке труда должна быть преемственность. Эта преемственная цепочка должна выстраиваться на основе единого языка, на котором говорит бизнес, и на основе общей цифровой среды. Такие интеграционные процессы очень важны. Они позволяют обогатить саму Национальную систему оценки квалификации. С другой стороны, позволяют легче воспринимать общенациональное решение на площадках конкретных компаний образовательных организаций и так далее.
Третье направление, которое также является одним из ключевых, связано с тем, что планируется выделить в отдельный комплекс управления квалификациями те специальности, которые связаны с повышенными рисками причинения вреда жизни и здоровью граждан, либо с возможностью нанесения значительного ущерба организациям, окружающей среде и так далее. Это принятая в мире практика, когда особое регулирование применяется к отдельным профессиям и квалификациям. Для такого рода специальностей нужны более серьёзные подходы к экспертизе, подтверждению и оценке квалификации. Очевидно, что здесь строительная отрасль окажется в центре внимания.
Пока ещё законы не приняты, но рынок труда, понимая какие квалификации относятся к какой категории может предъявлять особые требования к подтверждению таких квалификаций, чтобы купировать те риски, которые с такой профессиональной деятельностью связаны.
Четвёртое направление связано с укреплением взаимосвязи между рынком труда и системой подготовки кадров. На сегодняшний день эта связь прописана в нормативах, но пока она ещё достаточно слабая, поскольку система образования и работодатель во многом говорят на разных языках. Это касается и серьёзных различий в макетах и конструкциях образовательных стандартов. Очень длинная цепочка между формированием требований рынка и фактической подготовкой учебными заведениями конкретных специалистов. Эта связь длинная, состоит из большого количества промежуточных звеньев. Количество этих звеньев нужно уменьшать и сближать процедуры анализа рынка труда, создания профессиональных стандартов и их применения на практике.
Пятое направление связано с международной интеграцией нашей страны в рынок рабочей силы. В России сегодня работает большое количество трудовых мигрантов, часть российских граждан работает за границей, возвращается домой и ведёт здесь свой бизнес. Обмен квалифицированными кадрами между рынками труда разных стран, это важная задача для улучшения качества трудовой миграции, соответственно, мы исходим из того, что в Российскую Федерацию привлекаются граждане, которые уже прошли предварительный отбор на территории своих стран. В наш век цифровых решений это сделать не так сложно. Уже есть примеры, когда ряд отраслей и СПК формируют такие центры оценки и дают возможность трудовым мигрантам подтвердить свою квалификацию ещё до того, как они приезжают в Россию.
Можно создать более комфортные условия для перетоков рабочей силы. И при этом, конечно, нужны инструменты сопоставимости квалификационных требований Российской Федерации и других стран, инструменты признания квалификации. Если в сфере образования эти вопросы урегулированы, то в сфере профквалификации пока ещё много белых пятен, которые нужно закрывать для улучшения качества и структуры российского рынка труда и улучшения условий ведения бизнеса для российских предпринимателей в плане привлечения квалифицированной рабочей силы, а не рабочей силы вообще.
Таким образом, все перечисленные направления напрямую затрагивают российские СРО в сфере строительства, проектирования и изысканий. А это значит, что саморегуляторам необходимо держать руку на пульсе, обеспечивая своевременную обратную связь и помогая власти мониторить состояние рынка труда, потребность в специалистах, профессиональный уровень российских строителей, проектировщиков и изыскателей.
Войдите, чтобы оставить комментарий.