Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2021 / 04 / 28 /
Опубликовано: 28 апреля 2021 в 10:21
0    3021

В ходе думских слушаний была представлена программа из 11-ти шагов по созданию «идеальной системы саморегулирования»


В Государственной Думе прошли парламентские слушания на тему «Развитие саморегулирования предпринимательской деятельности как эффективной формы взаимодействия бизнеса и государства». Мероприятие состоялось 14 апреля под руководством председателя комитета Госдумы по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям Николая Николаева. Об итогах этих слушаний читайте в материале нашего добровольного эксперта из российской столицы.


***
Вот уже более 10-ти лет российские власти формируют и перекраивают систему саморегулирования, а конца этому процессу так и не видно. Судя по всему, те структуры, которые с огромными организационными трудами и не меньшими материальными затратами, были созданы к сегодняшнему дню, федеральные власти также не устраивают. Во всяком случае, мероприятия, посвящённые тем либо иным радикальным переменам в саморегулировании, проходят с завидным постоянством. И обсуждают в ходе таких встреч не какие-либо косметические изменения, а ни много, ни мало, как контуры принципиальной новой системы СРО для почти всех отраслей экономики.


Вот и апрельское заседание в стенах Госдумы собрало представителей российского парламента, Правительства РФ, законодательных и исполнительных органов власти регионов нашей страны, представители Торгово-промышленной палаты РФ, «Опоры России», Российского союза промышленников и предпринимателей, отраслевых, национальных, профессиональных объединений и саморегулируемых организаций, научных учреждений. Словом, все заинтересованные стороны.


Цели было поставлено две.
Во-первых, обсудить важность и необходимость совершенствования законодательства с целью развития системы саморегулирования в интересах защиты прав предпринимателей, профессиональных участников, потребителей товаров, работ и услуг, и повышения конкурентоспособности Российской экономики.
Во-вторых, выработать рекомендации, стимулирующие участие законодательной и исполнительной власти в поддержке и развитии института саморегулирования, как неотъемлемого элемента гражданского общества в Российской Федерации.


С первым пунктом справились быстро, придя к выводу, что система саморегулирования важна и необходима, и, в качестве аргумента сославшись на слова Президента России Владимира Путина о том, что саморегулирование должно стать одним из столпов сильного гражданского общества в нашей стране. А по второму была сформулирована программа из 11-ти шагов, прохождение которых должно, наконец-то, построить в стране идеальную систему саморегулирования.


1. Вернуть в повестку обсуждение вопросов саморегулирования, лучшей практики профессионального регулирования, в том числе международной, в различных сферах деятельности, проблемных вопросов и механизмов их решения.
2. Признать процесс саморегулирования предпринимательской и профессиональной деятельности одним из глубинных и основополагающих механизмов обеспечения конкурентоспособности отраслей и экономики Российской Федерации в целом.
3. Предложить ТПП РФ и «Опоре России» подготовить всестороннее исследование состояния сферы саморегулирования в отраслях экономики с выявлением ключевых проблем, успешного опыта и перспективных трендов развития. Предложить федеральным органам исполнительной власти (далее – ФОИВ) содействовать общественным объединениям предпринимателей в проведении данного исследования.
4. Предложить Правительству РФ и Министерству экономического развития РФ актуализировать Концепцию совершенствования механизмов саморегулирования и продлить период её реализации до 2025 года, установив единый центр по нормативно-правовому регулированию института саморегулирования во всех отраслях профессиональной и предпринимательской деятельности.
5. Создать Рабочую группу из депутатов Государственной Думы, представителей бизнеса и общественных объединений предпринимателей для рассмотрения проектов поправок и изменений в ФЗ-315, ФЗ-488, направленных на совершенствование механизмов саморегулирования отраслей экономики.
6. Предложить общероссийским общественным объединениям предпринимателей (ТПП РФ, «Опора России», РСПП, «Деловая Россия») подготовить и представить в Рабочую группу проекты поправок в ФЗ-315, ФЗ-488 и в другие нормативно правовые акты, регулирующие сферу саморегулирования с обязательным и добровольным членством.
7. На основе экспертного системного обсуждения признать в качестве основополагающих институциональных принципов, выполнение которых необходимо для развития системы саморегулирования:
7.1. Трансформация № 315-ФЗ в закон «О саморегулировании» (о гражданско-правовом институте, системе в целом, а не отдельно по его элементам); в законе должна быть чётко прописана трёхуровневая система управления сферой деятельности (члены СРО, саморегулируемые организации и Национальное объединение), органы регулирования (государственные регуляторы) и их взаимоотношения;
7.2. Законодательное закрепление необходимости создания Национальных объединений СРО, определение их компетенции, прав и обязанностей в отношении СРО и в отношении госрегулятора. Основной задачей Национальных объединений должна стать выработка консолидированной позиции профессионального и бизнес сообщества для разработки и внедрения единых отраслевых национальных стандартов и обеспечение взаимодействия с органами власти для развития и повышения конкурентоспособности отрасли, обеспечения защиты прав профессионалов, предпринимателей и потребителей в сферах производства товаров, работ и услуг;
7.3. Закрепление нормой права в саморегулировании риск-ориентированного подхода при осуществлении функций по контролю СРО за своими членами и надзору за Национальными объединениями СРО со стороны госрегулятора и иных органов власти. А также обеспечение свободы и множественности выбора инструментов обеспечения имущественной ответственности СРО перед потребителями при возмещении имущественного ущерба, нанесённого членами СРО;
7.4. Устранение в законодательстве всех избыточных ограничений в отношении СРО с добровольным членством и их объединений с целью вовлечения в сферу саморегулирования большего количества профессионалов и предпринимателей из различных отраслей и сфер деятельности;
7.5. Обеспечение законодательного закрепления ключевой роли профессионального и бизнес сообщества в формировании публичных процедур контроля за доступом в профессию, подразумевающего единство инструментов регулирования профессиональной деятельности и предпринимательства в этой же профессиональной сфере деятельности и опирающихся на совершенствование профессиональных стандартов и этических норм;
7.6. Создание законодательной среды для защиты и развития добросовестной конкуренции, обеспечения защиты прав профессионалов, предпринимателей и потребителей их товаров, работ и услуг, обеспечение соответствия профессиональных стандартов и квалификационных требований потребностям бизнеса и потребителей, основывающихся на реальном опыте работы профессионалов при вовлечении в этот процесс Национальных объединений, профобъединений и саморегулируемых организаций в неразрывной связи с профессиональной и предпринимательской средой;
8. Общероссийским общественным объединениям предпринимателей, отраслевым ассоциациям, профессиональным союзам предложить для рассмотрения на Рабочей группе структуру функционирования системы саморегулирования профессиональной и предпринимательской деятельности в разрезе уровней управления, отраслей экономики и профессиональных сфер, взаимосвязей с ФОИВ и межсекторального взаимодействия внутри предпринимательского сообщества.
9. Рассмотрение предложений ТПП РФ по совершенствованию взаимодействия бизнеса и власти на основе передачи части полномочий ФОИВ общественным объединениям предпринимателей, промышленным отраслевым союзам (ассоциациям), технологическим платформам и экспертным организациям в рамках специальных соглашений, не регламентированных законодательными актами о саморегулировании.
10. Предложить заинтересованным организациям подготовить и организовать проведение широкого общественного обсуждения базовых подходов к организации саморегулирования и самоуправления в гражданских отраслях экономики страны.
11. Предложить профильным комитетам Государственной Думы РФ провести совместное заседание с участием представителей бизнес-сообщества по законодательному обеспечению системного развития механизмов саморегулирования, самоорганизации и самоуправления в отраслях экономики в целях эффективного совершенствования производственных отношений российского общества.


Подводя итог, можно сделать вывод, что реформирование системы саморегулирования не будет завершено никогда. К тому времени, как разрабатываются и принимаются необходимые законы, меняются либо экономическая ситуация в стране и мире, либо курс Правительства, либо технологический уклад. На эти обстоятельства накладываются многочисленные корпоративные и ведомственные интересы. В результате написанные Концепции оказываются на полках, а законопроекты превращаются в лоскутное одеяло. Таким образом, скорее всего, российским саморегуляторам предстоит и дальше жить в условиях непрерывно меняющегося и непредсказуемого законодательства…


Войдите, чтобы оставить комментарий.
Что Вы думаете о судьбе законопроекта по частичной оплате ЧВ Нацобъединениям за счёт доходов от размещения КФ?
Последние комментарии