Заключение договора подряда с бюджетным учреждением не всегда служит гарантией своевременности и полноты расчётов. Такой заказчик, как и любой другой, тоже может не выполнять своих обязательств или пытаться уйти от ответственности. С подробностями – наш добровольный иркутский эксперт.
***
Многие подрядчики считают, что призвать заказчика по государственному или муниципальному контракту к материальной ответственности нереально, поскольку наиболее распространённой причиной нарушения сроков оплаты является отсутствие у бюджетного учреждения финансирования. Однако жизнь свидетельствует об обратном – взыскать с заказчика-нарушителя неустойку или проценты за пользование чужими денежными средствами можно.
В арбитражной практике имеются примеры, когда судьи обязали заказчика выплатить подрядчику 750 тысяч рублей пеней (постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 23 декабря 2009 года № А21-3679/2009), и даже больше – свыше 4,9 миллиона рублей (постановление Арбитражного суда Московского округа от 24 декабря 2009 года № КГ-А41/13420-09). А судьи Арбитражного суда Центрального округа в постановлении от 21 мая 2009 года № Ф10-1482/2009 удовлетворили требования подрядчика о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами в размере почти 8-ми миллионов рублей.
Какие аргументы может использовать подрядчик, чтобы отстоять свои интересы?Генеральный директор иркутской Ассоциации Региональное отраслевое объединение работодателей «Саморегулируемая организация строителей Байкальского региона» (Ассоциация РООР СРОСБР, СРО-С-022-27072009) Александр Домбровский (на снимке – ред.) озвучил на Окружной конференции строительных саморегулируемых организаций Сибирского федерального округа, которая прошла 16 марта этого года в Новосибирске, предложения по усилению ответственности заказчиков объектов бюджетного строительства за неисполнение обязательств по договорам подряда.
По оценке Александра Лаврентьевича, которую поддержали участники конференции, сегодня наблюдается «перекос ответственности» – исполнители-подрядчики нагружаются большим числом обязательств, а заказчики чувствуют себя чересчур свободно: задерживают оплату, пересматривают цены и другие условия.
Кроме того, господин Домбровский считает необходимым обеспечить для СРО реальную возможность контролировать исполнение своими членами госконтрактов, заключённых с использованием конкурентных способов – в первую очередь, тех, которые связаны с реализацией нацпроектов. Для этого необходимо сделать обязательными подачу в СРО и учёт при предварительном отборе информации о претенденте, подтверждающей (или не подтверждающей) его возможность выполнить контракт. Кроме того, нужно применять типовые контракты и вести исполнительную документацию (журналы работ) в цифровом виде.
Нужно отметить, что в соответствии с пунктом 9 статьи 9 Федерального закона № 94-ФЗ от 21 июля 2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд», в случае просрочки исполнения заказчиком обязательства, предусмотренного государственным или муниципальным контрактом, другая сторона (исполнитель, подрядчик) вправе потребовать уплату неустойки (штрафа, пеней).
Такая неустойка начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства.
Сумма неустойки (штрафа, пеней) определяется в размере 1/300 действующей на день её уплаты ставки рефинансирования ЦБ РФ. Заказчик освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пеней), если докажет, что просрочка исполнения указанного обязательства произошла вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
Для того, чтобы воспользоваться данной нормой, подрядчик должен убедиться в том, что выполняются следующие условия:
- наличие задолженности и её размер заказчиком не оспариваются (имеются подписанные сторонами формы КС-2 и КС-3, заказчик не заявлял претензий к качеству работ);
- нарушен установленный контрактом срок перечисления денежных средств в счёт оплаты работ.