Опубликовано:
25 февраля 2021 в 10:21
2021-02-25T10:21:00
0
14234
Новая Методика по исчислению нормативов сметной прибыли может серьёзно осложнить жизнь строительных компаний – членов СРО
Минстрой России представил Методику по разработке и применению нормативов сметной прибыли. Документ подготовлен в рамках реформы ценообразования в строительной отрасли, однако, по мнению экспертов, для компаний, работающих на госзаказе, нововведения могут принести большие проблемы.
***
В частности, по приблизительным подсчётам, снижение нормативов сметной прибыли по новой Методике Минстроя, по сравнению с нормативами МДС 81-25.2001, по строительным работам в среднем составляет от 12% до 15%, а по ряду работ доходит до 33%. Подобное занижение нормативов может привести к ухудшению финансового положения подрядных организаций – членов СРО, что сделает проблематичным участие в государственных закупках.
На фоне роста стоимости строительных материалов, проблем с кадрами и рентабельностью госзаказов Минстрой зачем-то разработал Методику, которая в значительной степени снижает норматив сметной прибыли подрядчиков, и в первую очередь, на объектах бюджетного финансирования. Причём, эти нормативы ведь не означают ту реальную прибыль, которую получит подрядчик. Учитывая, что она исчисляется от оплаты труда, то при существующем разрыве индексов, которые учитывают оплату труда, и фактической стоимости ресурсов, эта прибыль на деле может быть меньше в два раза, может быть нулевой и даже отрицательной.
«В этой ситуации есть два пути: или работать ради работы и остаться ни с чем, без прибыли, или договариваться и выдумывать какие-то коррупционные схемы, на которых очень легко погореть – мы видим аресты и суды именно по этим статьям практически каждый день», – размышляет президент Союза инженеров-сметчиков Павел Горячкин.
Симптоматично, что в классической экономике прибыль как понятие исчисляется от себестоимости продукции, работ или услуг. В нашем случае Минстрой исчисляет сметную прибыль от суммарной величины оплаты труда рабочих-строителей и рабочих-механизаторов, без учёта стоимости строительных материалов. Поэтому нормы прибыли и установленные в этой методике цифры, по сути, ни о чём не говорят. «Это какое-то уникальное экономическое изобретение Минстроя, и такое исчисление вызывает большое недоумение», – отмечает Павел Владимирович.
Это тем более непонятно, что тот же вице-премьер Марат Хуснуллин печётся о стройке и о строителях, поднимает острые вопросы, связанные с рентабельностью, привлекательностью инвестиционно-строительной деятельности и государственного заказа, а в это же время из Минстроя выходят документы, которые прямо противоречат задачам развития отрасли. Показательно, что уже сейчас многие госзаказы, например, на дорожное строительство срываются, потому что на них нет заявок, дорожные строители по таким ценам работать не хотят. Получается, что у компаний, которые работают по госзаказу, шансов получить прибыль практически нет. Более того, они уходят в «минус» и реально могут обанкротиться.
При этом Минстрой России мотивирует свои разработки тем, что рост цен на стройматериалы не должен влиять на норматив сметной прибыли, но если бы сметная прибыль исчислялась из полной себестоимости, это было бы верно – однако при нынешнем расчёте эта методика ошибочна.
«И поэтому, хотя звучат заверения о том, что новые документы учитывают мнение профессионалов и ситуацию на рынке, я уже никаким заверениям и обещаниям чиновников не верю», – говорит господин Горячкин.
Войдите, чтобы оставить комментарий.