Опубликовано:
11 января 2021 в 09:59
2021-01-11T09:59:00
0
2024
Минстрой России разъяснил свою позицию по выдаче займов членам СРО из средств КФ ОДО и рискам невозврата
Министерство строительства и ЖКХ РФ направило письмо в ответ на запрос саморегуляторов о возможности выдачи займов за счёт средств компенсационных фондов обеспечения договорных обязательств. В документе (копия есть в нашем распоряжении – ред.) эксперты главного строительного ведомства, в частности, пояснили свою позицию по вопросу сохранности компфондов и минимизации рисков невозврата. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Перми.
***
В документе отмечается, что Минстрой России осуществляет мониторинг и системный анализ потребности в предоставлении займов из средств компенсационных фондов членам саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства. И добавлено, что решение о продлении срока действия указанного механизма до конца 2021 года может быть принято только по результатам проведённого мониторинга.
Поскольку письмо датируется 28 декабря, последняя фраза выглядит довольно странно, ведь на тот момент уже было известно, что НОСТРОЙ добился пролонгации механизма выдачи займов ещё на один год.
Далее, эксперты Минстроя подчёркивают, что частью 17 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации» предусмотрено именно право (не обязанность) саморегулируемых организаций предоставлять займы своим членам за счёт средств КФ ОДО в целях оказания поддержки своим членам, оказавшимся в сложной экономической ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
Больной вопрос с возможными невозвратами эксперты ведомства обходят в привычном ключе, указывая что для минимизации рисков невозврата средств займа пунктом 6 Положения установлены требования к члену саморегулируемой организации, которому может быть предоставлен заём, и предусмотрено предоставление обеспечения исполнения обязательств заёмщика по договору займа. Одновременно пунктом 7 Положения предусмотрены контроль саморегулируемой организации за использованием средств займа и меры по принудительному возврату средств займа.
Также отмечается, что предоставление таких займов своим членам осуществляется в соответствии с гражданским законодательством (часть 17 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ). В соответствии со статьёй 810 Гражданского кодекса РФ одним из основных признаков займа является его возвратность.
В общем Минстрой в очередной раз перекладывает ответственность за возможные невозвраты на плечи самих СРО, которые, по мнению ведомства, получили все необходимые механизмы для отбора претендентов на получение займов и проведение дальнейшего контроля.
Хотя по мнению значительной части саморегулируемого сообщества, реальное положение дел не выглядит столь оптимистично. На это указывает и весьма скромные объёмы реально выданных займов по сравнению с первоначально заявленной цифрой в 30 миллиардов рублей, а также фактический провал программы в городах федерального значения – Москве и Санкт-Петербурге, где при наибольшем количестве действующих СРО оказалось выданы минимальные размеры займов – как в абсолютных, так и в относительных величинах.
Помимо этого, Минстрой России в своём письме напоминает о проекте Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части снижения финансовой нагрузки, связанной с членством в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, на субъекты предпринимательской деятельности)», который содержит в том числе, положения, обеспечивающие возможность уменьшения размера членских взносов в части, которая уплачивается членами саморегулируемых организаций в целях финансового обеспечения деятельности Национальных объединений саморегулируемых организаций.
Представители правового департамента Министерства, подготовившие текст письма, полагают, что предлагаемые в законопроекте положения помогут снизить финансовую нагрузку на членов саморегулируемых организаций в области строительства. Впрочем, вновь делая оговорку, что документом предусматривается право, а не обязанность СРО направлять на такое обеспечение объём доходов, полученный от размещения и инвестирования средств КФ.
Войдите, чтобы оставить комментарий.