Национальное объединение строителей видит основные направления работы в области цифровизации строительной отрасли во внедрения электронной исполнительной документации, а также создании цифровых сервисов для контрольно-надзорной деятельности. О том, каким образом эти цели можно реализовать рассказал директор департамента технического регулирования Сергей Хвоинский. С подробностями – наш добровольный эксперт из подмосковного Красногорска.
***
Сергей Хвоинский начал с критики существующего положения дел. Сейчас в стране отсутствует государственная информационная система в строительстве, нет предпосылок и возможностей для создания соответствующих региональных информационных систем, отсутствует синхронизация и обмен данными между действующими государственными информационными системами.
Список того, что «отсутствует» этим не ограничивается. Нет федеральной нормативно-технической базы по цифровизации в строительстве, нет регламентов межведомственного электронного взаимодействия в сфере строительства в сфере контрольно-надзорной деятельности (от строительного контроля заказчика и подрядчика, органов экспертизы, до государственного строительного надзора). Нормативно не закреплён порядок ведения исполнительной документации в электронном виде (в том числе и без ведения её на бумажном носителе), да и сама сама исполнительная документация пока не имеет статуса документа в составе сведений и материалов об объекте капитального строительства.
Вполне логично, что НОСТРОЙ обратил внимание именно на исполнительную документацию, которая должна формироваться именно на стадии строительства. При этом Национальное объединение уже предприняло ряд шагов.
Так, 19 февраля этого года состоялось заседание Технического совета, на котором, кроме прочего, был рассмотрен вопрос о разработке ГОСТ Р «Строительные работы и типовые технологические процессы. Осуществление строительного контроля и ведение исполнительной документации в электронном виде. Общие требования». В дальнейшем наименование стандарта было изменено при подаче документов в ТК 465 для включения в ПНС 2021 на ГОСТ Р «Документация исполнительная. Оформление и ведение исполнительной документации в электронном виде». Далее проект ТЗ на разработку ГОСТа был подготовлен рабочей группой, после чего 5 марта сего года утверждён Техническим советом.
Подрядчика долго искать не пришлось, и сегодня разработку национального стандарта ГОСТ Р «Документация исполнительная. Оформление и ведение исполнительной документации в электронном виде» проводят совместными усилиями НОСТРОЙ и СРО ССК УрСиб на базе ТК 465. Первая редакция проекта стандарта прошла публичное обсуждение, по результатам которого было получено около 500 замечаний и предложений от Главгосэкспертизы, Мосгосстройнадзора, НОПРИЗ, Газпромнефти и других ведомств и компаний. Сейчас проходит отработка поступивших замечаний и предложений для подготовки второй редакции проекта стандарта.
Главной проблемой разработчики называют недостаточное нормативное регулирование электронного взаимодействия контрольно-надзорных органов и участников строительства, устаревшие нормы про «бумажные носители». Несмотря на то, что приказом Ростехнадзора от 9 ноября 2017 года № 470 предусматривается возможность ведения исполнительной документации в электронном виде, прецедент на сегодняшний день в Российской Федерации отсутствует. То есть, НОСТРОЙ и уральские саморегуляторы выступают в этом непростом деле первопроходцами.
Отмечается, что документ содержит требования к формированию в электронном виде регистрации и ведению журналов учёта выполнения работ, к подготовке, формированию и подписанию исполнительной документации, а также к передаче застройщиком документации эксплуатирующей организации.
Как отметил господин Хвоинский, запланировано создание некоего Реестра исполнительной документации (РИД) – это интернет-платформа для ведения и хранения исполнительной и технологической документации по объектам строительства, включая цифровые методы сбора информации об объёмах и качестве выполненных строительных работ. И, судя по всему, на разработку, запуск и ведение такого колоссального облачного хранилища данных в масштабах всей страны также претендует НОСТРОЙ.
Общий экономический эффект при переходе на ведение исполнительной документации в электронном виде, по оценке ностроевских экспертов, составит 247.780 рублей в год, в расчёте на одну среднестатистическую строительную организацию. Или 22,8 миллиарда рублей в целом по отрасли. Правда, будет ли этот эффект положительным или отрицательным, Сергей Леонидович не указал...