***
Председатель ТК 066, член Совета Национального объединения изыскателей и проектировщиков Николай Капинус напомнил, что впервые государственные и муниципальные заказчики получили возможность использовать деловую репутацию участника закупки при проведении конкурсов восемь лет назад. Постановление Правительства РФ от 28 ноября 2013 года № 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» определило, что в качестве нестоимостного критерия оценки «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов, принадлежащих им на праве собственности или на ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации» может быть использован показатель «деловая репутация участника закупки».
Вначале, на фоне отсутствия практики применения, единый подход к использованию показателя «деловая репутация участника закупки» отсутствовал. С принятием серии национальных стандартов Российской Федерации в области оценки опыта и деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности появились унифицированные подходы к определению показателя «деловой репутации участников закупки». В результате чего в России широкое распространение получила практика оценки опыта и деловой репутации подрядных организаций – участников закупок для государственных и муниципальных нужд.
По словам Николая Ивановича, многочисленные службы заказчика на сегодняшний день активно используют показатели рейтинга деловой репутации для оценки благонадёжности и стабильности поставщиков при проведении процедуры закупки. Нормы действующего законодательства позволяют при определении победителя конкурсных процедур устанавливать дополнительные требования к опыту и квалификации участников закупок. Применение указанных показателей позволяет эффективно определять степень надёжности и квалификационный потенциал участников закупки.
Рейтинг деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности формируется по результатам оценки опыта и деловой репутации. При формировании рейтинга деловой репутации в числе основных учитываются такие показатели, как:
- количество лет на рынке (подтверждённых выполненным объёмом работ);
- ритмичность выполнения работ в указанной сфере (подтверждённых выполненным объёмом работ);
- наличие необходимого уровня достаточности материально-технической базы;
- финансовые показатели деятельности;
- кадровый потенциал;
- количество зафиксированных нарушений при выполнении контрактных обязательств, сроки задержек выполнения контрактов, арбитражная практика;
- наличие сертифицированных систем менеджмента (качества, экологического, охраны труда);
- отзывы контрагентов, упоминания в СМИ, а также дополнительные показатели в соответствии с видом деятельности организации.
Государственные заказчики в рамках закупочных процедур по 44-ФЗ, 223-ФЗ и Федеральному закону «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» от 21 июля 2007 года № 185-ФЗ активно используют результаты оценки деловой репутации в соответствии с национальными стандартами, разработанными ТК 066, для отбора наиболее квалифицированных поставщиков. Независимая экспертная оценка опыта и деловой репутации поставщиков товаров и услуг с привлечением аккредитованных органов по сертификации снимает с заказчика нагрузку по сбору, проверке и обработке данных, необходимых для подтверждения или оценки квалификации поставщика, и позволяет представить такую оценку в числовых значениях.
«В ходе проведения оценки опыта и деловой репутации субъекты предпринимательской деятельности не только проходят всесторонний аудит, но и получают представление о возможностях развития предприятия в целях улучшения соответствующих показателей», – отметил глава ТК 066.
Если анализировать текущую ситуацию, то с каждым годом количество закупок с использованием показателя «деловая репутация участника закупки» и национальных стандартов в области оценки опыта и деловой репутации растёт в геометрической прогрессии. Так, с начала 2021 года на территории Российской Федерации по данным мониторинга, проводимого в рамках ТК 066, осуществлено более 350-ти тысяч таких закупок.
«Национальные стандарты в области оценки опыта и деловой репутации востребованы, но, к сожалению, не все заказчики правильно применяют данный инструмент при составлении конкурсной документации. Учитывая заинтересованность Правительства Российской Федерации в формировании данной процедуры, планируемое увеличение количества таких стандартов и существенное расширение направлений их применения в экономике страны, одной из приоритетных задач, стоящих перед ТК 066, является разъяснение заказчикам методологии правильного применения национальных стандартов в области оценки опыта и деловой репутации», – подчеркнул господин Капинус.