***
Юрий Десятков. напомнил, что 95% строительных компаний – это малый бизнес, и у них возможности по внедрению технологий информационного моделирования далеко не такие большие, как у крупных компаний. Практически все члены СРО получают замечания от стройнадзора, направляют документы, ответы на замечания, в связи с этим важно, чтобы процесс документооборота был не просто в электронном формате, но и осуществлялся в автоматизированном режиме.
По словам Юрия Васильевича, уральских саморегуляторов, несмотря на то, что приказом Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору от 9 ноября 2017 года № 470 предусматривается возможность ведения исполнительной документации в электронном виде, прецедент на сегодняшний день в России отсутствует. В связи с этим ССК УрСиб при поддержке Национального объединения строителей совместно с Московским государственным строительным университетом осуществляет разработку национального стандарта ГОСТ Р «Документация исполнительная. Оформление и ведение исполнительной документации в электронном виде» на базе ТК 465
Актуальная проблематика цифровизации в строительстве, по мнению господина Десяткова, выглядит на сегодняшний день следующим образом:
- отсутствует государственная информационная система в строительстве, нет предпосылок и возможностей для создания соответствующих региональных информационных систем, отсутствует синхронизация и обмен данными между действующими государственными информационными системами;
- отсутствует федеральная нормативно-техническая база по цифровизации в строительстве (получение, фиксация, обработка, защита, санкционированный доступ к информации, предоставление и использование информации в целях контрольно-надзорной деятельности в сфере строительства, а также в сфере закупок (при строительстве бюджетных объектов);
- в сфере «бюджетного» строительства существуют ограничения по 44-ФЗ. Отсутствуют особенности закупки программного обеспечения и создания информационных систем в строительстве. С 1 января 2022 года использование BIM-технологий станет обязательным для объектов госзаказа в соответствии с постановлением Правительства № 331;
- отсутствуют регламенты межведомственного электронного взаимодействия в сфере строительства в сфере контрольно-надзорной деятельности (от строительного контроля заказчика и подрядчика, органов экспертизы, до государственного строительного надзора);
- ведение исполнительной документации, общего и специальных журналов работ только в электронном виде без бумажных носителей в Градостроительном кодексе не закреплено, и сама исполнительная документация пока не имеет статуса документа в составе сведений и материалов об объекте капитального строительства
- внесение изменений в существующие нормативно-правовые акты, позволяющих снять барьеры по ведению общего и специальных журналов учета выполненных работ и исполнительной документации в электронном виде;
- упразднение большого количества документов, дублирующих одну и ту же информацию;
- повышение прозрачность всех процессов, связанных с документированием выполненных работ, обеспечить полную достоверность сведений, информации и материалов на этапе строительства объекта, исключая коррупционную составляющую.