***
Как известно, согласно постановлению № 331 и в соответствии с частью 1 статьи 57.5 Градостроительного кодекса РФ, устанавливается, что формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства обеспечиваются застройщиком, техническим заказчиком, лицом, обеспечивающим или осуществляющим подготовку обоснования инвестиций, и (или) лицом, ответственным за эксплуатацию объекта капитального строительства, в случае если договор о подготовке проектной документации для строительства, реконструкции объекта капитального строительства, финансируемых с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, заключён после 1 января 2022 года.
Таким образом, перед российскими компаниями-проектировщиками, работающими по госзакупкам, стоит вопрос полного перехода на методологию ТИМ уже со следующего года. То есть – менее, чем через два месяца. Между тем, препятствием для этого перехода может оказаться как нормативная база, так и элементарный дефицит финансирования. Разделяют обеспокоенность своих членов и проектные СРО.
В ходе совещания председатель правления СРО СПАС Юзеф Мосенкис (на снимке – ред.) остановился на проблемах, связанных с переходом проектной отрасли на применение технологий информационного моделирования и результатах проведённого ООО «Магма-Компьютер» BIM-аудита организации ООО АМ «АМА».
В экспертном заключении и рекомендациях по итогам BIM-аудита указаны следующие ориентировочные суммы на внедрение BIM-технологий в ООО АМ «АМА» из расчёта на 19 рабочих мест:
- приобретение лицензий программного обеспечения – 2,445 миллиона рублей (в том числе, технический документооборот 225 тысяч рублей);
- обучение проектировщиков – 400 тысяч рублей;
- модернизация компьютерной техники – 11 тысяч рублей;
- ежегодное обновление программного обеспечения – 2,38 миллиона рублей (в том числе, технический документооборот 150 тысяч рублей).
Стоимость выполнения «пилотного проекта» специалистами ООО «Магма-Компьютер» с применением ТИМ, на базе ранее подготовленной проектной документации по одному из объектов капитального строительства, составит ориентировочно 1,782 миллиона рублей.
Отмечено, что практически, в целях исполнения постановления Правительства РФ от 5 марта 2021 года № 331, могут быть использованы следующие варианты:
а) проектные организации перейдут на использование ТИМ с приобретением программного обеспечения, компьютерной техники и иного необходимого оборудования – при условии наличия гарантированных контрактов общей стоимостью 50 миллионов рублей в год;
б) для перевода подготовленной проектной документации в информационную модель организации будут привлекать по договорам подряда отдельных физических лиц, обладающих необходимыми навыками и программным обеспечением. При этом, возможны риски по нелегитимному использованию привлекаемым физическим лицом программного обеспечения со всеми вытекающими последствиями;
в) для перевода подготовленных проектов в информационную модель предлагается привлекать, на договорной основе, специализированную организацию.
В свою очередь директор ООО «ОмскДизайнПроект» Дмитрий Кузнецов привёл свои цифры, исходя из практики применения ТИМ по конкретному договору на проектирование общеобразовательного учреждения в Москве. Стоимость приобретённого для исполнения договора оборудования, программного обеспечения и обучения специалистов на одно рабочее место в ценах 2018 года составила около 400 тысяч рублей (из которых программное обеспечение – 150 тысяч, оборудование – 140 тысяч, обучение 1-го специалиста – 80 тысяч рублей).
Как нетрудно подсчитать, общая стоимость при пересчёте на такую же организацию в 19 рабочих мест составит порядка 7,6 миллиона рублей.
По итогам обсуждения участники приняли комплекс мер, призванных обратить внимание региональных и федеральных властей на серьёзные трудности, которые могут ожидать проектную отрасль.
В Минстрой Омской было направлено письмо, с просьбой совместно обратиться в Минстрой России и Правительство РФ для внесения изменений в постановление № 331. С тем, чтобы предусмотреть установление переходного периода (два-три года) для применения ТИМ по объектам, финансируемым с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. А также установить факторы целесообразности использования ТИМ в зависимости от назначения, уровня ответственности зданий (сооружений) и стоимости строительства с учётом апробации использования ТИМ с определением конкретных показателей, основанных на результатах сопоставления стоимости объектов, построенных с применением информационной модели и стоимости объектов, построенных без применения ТИМ.
Кроме того, СРО СПАС намерена направить в Минстрой Омской области запрос о представлении перечня объектов (с указанием начальной стоимости проектных работ), финансируемых с привлечением бюджетных средств, проектирование которых намечено на 2022-2025 годы, с целью разработки организационно-технических мероприятий по применению ТИМ в проектных организациях Омска.
Также омские проектировщики намерены наладить взаимодействие с коллегами строителями из СРО Омской области и Алтайского края с просьбой направить с их стороны в Минстрой Омской области и Минстрой Алтайского края соответствующих обращений об отсутствии необходимости повсеместного введения в строительной сфере технологий информационного моделирования без учёта уровня ответственности и сложности строительства объектов капитального строительства.