Министерство финансов РФ высказало мнение, что надзорные органы по контролю за деятельностью саморегулируемых организаций не вправе отменять решения органов управления СРО. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Перми.
***
Всё чаще российские саморегуляторы обращаются за разъяснениями не только в привычный Минстрой России, но и в другие государственные структуры, имеющие непосредственное отношение к системе саморегулирование. В частности, это могут быть федеральные Минфин или Минэкономразвития. Очевидно, что речь в данном случае идёт не о проектировщиках, изыскателях или строителях, а о СРО другого профиля. Однако и строительным саморегуляторам есть смысл присмотреть к ответам на вопросы коллег.
В данном случае ведомство Антона Силуанова рассмотрело запрос представителей аудиторских саморегулируемых организаций о праве уполномоченного органа по контролю (надзору) за деятельностью СРО требовать изменения (отмены) решений органов управления СРО и принятия ими решений в отношении своих членов или самой СРО.
В ответ департамент регулирования бухгалтерского учёта, финансовой отчётности и аудиторской деятельности своим письмом от 14 сентября 2021 года № 07-03-10/74391 сообщает, что информация, изложенная в запросе, будет принята во внимание при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью саморегулируемой организации аудиторов.
Одновременно Минфин обращает внимание, что, в соответствии с Федеральным законом «О саморегулируемых организациях», уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций, не вправе требовать изменения или отмены решений, принятых органами управления СРО в соответствии с их компетенцией, а также требовать принятия указанными органами решений в отношении члена или членов саморегулируемой организации либо самой СРО.
Письмо подписал директор департамента Леонид Шнейдман. При этом стоит отметить, что в документе не содержится привычной для аналогичных ответов Минстроя приписки о том, что письма не являются правоустанавливающими документами и не могут использоваться как аргумент в судебных слушаниях.
В какой мере данная позиция может быть полезна строительным, проектным и изыскательским СРО при взаимодействии с Ростехнадзором – вопрос открытый. Возможно, кому-то из руководителей саморегулируемых организаций стоило бы направить аналогичный запрос в Минстрой, сославшись на письмо Минфина. С тем, чтобы получить комментарий уже от профильного отраслевого ведомства.
Как известно, в этом году был принят Федеральный закон от 11 июня 2021 года № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Данный документ внёс большой блок поправок в Федеральный закон № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и отраслевое законодательство, регулирующее порядок контроля и надзора в сферах деятельности, где членство в СРО является обязательным. Основной упор разработчики закона сделали на цифровизацию. В частности, большой блок поправок в части работы саморегуляторов касается обеспечения возможности электронного документооборота между членами и СРО, а также между СРО и органами государственного надзора.
Ко второму чтению в законопроект была добавлена возможность использования информационных и коммуникационных технологий дистанционного участия при рассмотрении жалоб на действия членов саморегулируемой организации и дел о применении мер дисциплинарного воздействия.
Также в 315-ФЗ вводятся предельный срок исполнения предписаний контрольных органов по устранению выявленных нарушений – в 60 дней. По обращению СРО срок исполнения предписания может быть однократно продлён.
В связи с появлением возможности заключения саморегулируемой организацией соглашений о признании результатов её деятельности, появится и новый вид контроля. В отношении такой СРО контрольным (надзорным) органом будет осуществляться контроль за соблюдением условий заключённого соглашения о признании.
По оценкам законотворцев, предусмотренные законопроектом изменения в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» обеспечивают оптимизацию деятельности 620-ти СРО с обязательным членством, объединяющих более 200 тысяч участников, а также 430-ти СРО с добровольным членством. При этом, как мы видим, предстоит ещё длительный процесс трактовки и разъяснения спорных положений и практик, связанных с государственным контролем в области СРО.