Во время своей первой осенней сессии депутаты Государственной Думы VIII созыва планируют рассмотреть ряд поправок в Градостроительный кодекс РФ, касающийся Национального реестра специалистов. С подробностями – наш добровольный эксперт из подмосковного Красногорска.
***
Речь идёт о законопроекте № 1212919-7, которым взамен требования о повышении квалификации, предъявляемого к физическому лицу, сведения о котором должны быть включены в соответствующий НРС, вводится его независимая оценка квалификации. Институт НРС функционирует четыре года, и проблематика, связанная с ним, прекрасно известна. Это предоставление заведомо недостоверных документов, приобретение «персональных данных» или «аренда специалистов». Реальная же квалификация специалиста НРС не известна, и её никак не поверить.
Кроме того, действующее нормативное правовое регулирование института НРС не учитывает весь спектр уровней и направлений квалификаций специалистов, организующих производство строительных работ, а также не отражает потребность члена саморегулируемой организации в реально необходимом количестве специалистов НРС. При этом, в настоящее время персональная ответственность специалиста НРС в значительной степени декларирована, а правовое обеспечение механизмов её работы требует совершенствования.
В связи с этим в законопроект № 1212919-7 Экспертным советом Национального объединения строителей предлагаются следующие дополнения:
- заменить квалификационные требования в ГрК РФ ссылкой на профстандарт (образование, стаж), что позволит предусмотреть возможность включать в НРС разные уровни специалистов;
- заменить перечень должностных обязанностей ссылкой на профстандарт или сделать перечисление функций открытым для перераспределения в профстандарте;
- исключить из ГрК РФ требования к наименованию должности специалиста.
Также, эксперты полагают, что законопроект № 1212919-7 можно дополнить требованием о включении каждого специалиста по организации строительства в НРС на своём уровне квалификации и устранить юридико-технические коллизии, а именно:
- исключить требование к руководителю юрлица и учесть правовой статус ИП;
- расширить перечень документов, разрешающих работу иностранцам;
- дополнить основания исключения – предоставлением недостоверных сведений.
В конечном итоге, должен быть установлен плавный переходный период для специалистов, уже включённых в НРС.
Стоит отметить, что все предлагаемые изменения призваны преобразовать НРС из формального реестра в реальный механизм, через который можно оценить кадровый потенциал любой компании – тогда это будет не просто список ТОПов, а инструмент обеспечения прозрачности всей инженерно-кадровой структуры строительной отрасли, уверяют эксперты.