Вышел в свет очередной номер отраслевого журнала «Вестник НОПРИЗ». Одной из тем выпуска стало обсуждение проблем ценообразования в строительстве. С подробностями – наш добровольный эксперт из подмосковного Красногорска.
***
Свою точку зрения на эти непростые процессы высказал генеральный директор Саморегулируемой организации – межрегиональное отраслевое объединение работодателей «Союз проектировщиков инфокоммуникационных объектов «ПроектСвязьТелеком» (СРО Союз «ПроектСвязьТелеком», СРО-П-043-06112009), председатель комитета по ценообразованию и экспертизе, член Совета Национального объединения изыскателей и проектировщиков Александр Вронец.
Александр Петрович напомнил, что Правительством РФ в октябре 2019 года принят План мероприятий № 9580 п-П9 «О совершенствовании ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации». В Плане предусматривалась реализация 15-ти мероприятий, предусматривающих поэтапный переход на ресурсную модель определения сметной стоимости строительства в 2022 году. В частности, предусматривалась «Разработка графика утверждения методических документов в области ценообразования и сметного нормирования (пункт 1.3) и «Разработка и утверждение методических документов (пункт 1.4).
Плану не суждено было реализоваться по ряду причин. Счётная палата Российской Федерации отмечала, что в Плане:
- не были обозначены конечные цели и задачи реформирования ценообразования и сметного нормирования в строительстве;
- не определены целевые показатели и сроки их достижения;
- в условиях отсутствия Стратегии развития строительной отрасли провести анализ соответствия мероприятий приоритетам, целям и задачам государственной политики в сфере нормирования и ценообразования при проектировании и строительстве не представляется возможным.
В ноябре 2020 года Минстрой России внёс проект нового Плана мероприятий по совершенствованию ценообразования в строительной отрасли Российской Федерации, утверждённый Правительством РФ 10 декабря 2020 года № 11789-П16. Им предусматривались мероприятия, направленные в том числе на повышение достоверности определения сметной стоимости строительства с применением базисно-индексного метода до перехода на ресурсную модель определения сметной стоимости строительства; создание условий для повышения информационного наполнения ФГИС ЦС.
«Новый план ставит задачи перехода с 2022 года на ресурсно-индексный метод определения сметной стоимости строительства вместо ресурсного. Ресурсно-индексный метод – это сочетание методик использования прямых цен из ФГИС ЦС и методик применения индексов по группе ресурсов. Это обеспечит постепенный переход к полноценному ресурсному методу определения сметной стоимости строительства по мере наполнения ФГИС ЦС информацией о сметных ценах строительных ресурсов», – объясняет глава СРО Союз «ПроектСвязьТелеком».
При этом, сообществу интересно, как обстоят дела с реформой ценообразования в проектировании и инженерных изысканиях. Сегодня устарели и не соответствуют современным методам и технологиям выполнения работ справочники базовых цен, предназначенные для определения стоимости работ по инженерным изысканиям и работ по подготовке проектной документации, сведения о которых включены в ФРСН. Сроки их актуализации увязаны с утверждением Методик определения нормативных затрат на работы по подготовке проектной документации (МНЗ). Эти методики планируется разработать взамен Справочников базовых цен на проектные и изыскательские работы.
По информации ФАУ «Главгосэкспертиза России», разработка новых сметных нормативов для определения сметной стоимости работ по изысканиям и подготовка проектной документации осуществляется в плановом режиме. На 2021 год, в соответствии с приказом Минстроя России от 25 декабря 2020 года № 867/пр, предусмотрена разработка 11-ти МНЗ с началом разработки в этом году, однако вопрос об утверждении методик, необходимых для их разработки, до сих пор не решён.
Господин Вронец утверждает, что в связи с многочисленными изменениями в законодательстве и нормативно-технической базе строительства в последние два-три года у профессионального сообщества возникает очень много вопросов по срокам и качественным характеристикам реформы ценообразования в строительстве. По его мнению, требуются решения по ряду направлений, а именно:
1. В Стратегии развития строительной отрасли должен быть предусмотрен раздел, описывающий цели, задачи и сроки реформы ценообразования и сметного нормирования в строительной отрасли.
2. Разработать и утвердить перечень методик нормативных затрат (МНЗ) на разработку проектной документации и инженерных изысканий.
3. Запланировать объёмы финансирования для разработки МНЗ и источники финансирования.
4. Определить состав «инициаторов» разработки МНЗ.
5. Государственным органам, участвующим в реформировании ценообразования совместно с профессиональным сообществом (НОПРИЗ) провести глубокий анализ применения способов оценки стоимости проектных работ в зависимости от стоимости строительства объектов и с применением расчета трудозатрат на проектные работы.
6. Подготовить предложения по реализации в 2021 – 2023 годах разработку нормативов, обеспечивающих реформу ценообразования, основанную на разработке методик (МНЗ), процента от стоимости строительства, расчетах трудозатрат проектировщиков и изысканий.
«Эти мероприятия позволят определить продолжительность переходного периода, который, на наш взгляд, может надолго затянуться», – добавляет председатель комитета по ценообразованию и экспертизе НОПРИЗ.