Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2021 / 08 / 09 /
Опубликовано: 09 августа 2021 в 10:23
0    2264

​Методические рекомендации по возврату взносов в компфонд должны стать настольной книгой для многих саморегуляторов


Научно-консультационная комиссия Национального объединения строителей представила Методические рекомендации по возврату саморегулируемыми организациями взносов в компенсационный фонд в порядке, установленном частью 14 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Тамбова.


***
В методические материалы включены следующие темы:
  • Право на возврат взносов в компенсационный фонд в порядке, установленном частью 14 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ.
  • Документы, предъявляемые в саморегулируемую организацию лицами, претендующими на возврат взносов в компенсационный фонд.
  • Порядок проверки поступивших документов со стороны СРО и принятия решения.



А также добавлены отдельные рекомендации саморегулируемым организациям в связи с необходимостью осуществления возврата взносов.


Дополнительно эксперты НОСТРОЙ включили в документ ряд материалов, которые могут помочь в работе специалистам СРО. Это рекомендуемая форма заявления о возврате ранее внесённых взносов в компенсационный фонд, образец решения уполномоченного органа саморегулируемой организации по данному вопросу и примерная блок-схема работы СРО для осуществления механизма возврата.


Наибольший интерес представляет последний раздел общей части, в котором содержится разбор спорных случаев, возникающих в реальной практике СРО и предложены методы их решения.


Например, возможность уступки права требования взноса третьему лицу толкуется отрицательно. Как указано в Рекомендациях, получателем взноса в порядке, установленном частью 14 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ, может быть только лицо, членство которого в саморегулируемой организации прекращено в соответствии с частью 6 или частью 7 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ. Исходя из системного толкования законодательства Российской Федерации, юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, членство которых в саморегулируемой организации прекращено в соответствии с указанными частями 6 или частью 7, не вправе уступить право требования к саморегулируемой организации на возврат внесённых такими лицами в компенсационный фонд саморегулируемой организации взносов третьему лицу. Таким образом, оплата средств компенсационного фонда лицу, не являвшемуся членом саморегулируемой организации, равно как и лицу, прекратившему членство не в соответствии с частями 6 и 7 статьи 3.3 несёт риск наступления неблагоприятных последствий для саморегулируемой организации.


Другой интересный кейс – зачёт возвращаемого взноса в компенсационный фонд в целях повторного вступления в саморегулируемую организацию. НКК указывает, что ГрК РФ не содержит специального механизма «повторного» вступления в саморегулируемую организацию после прекращения членства по частям 6 и 7 статьи 3.3. Следовательно, такое вступление в саморегулируемую организацию происходит на общих основаниях, предусмотренных ГрК РФ. Так, частью 12 статьи 55.6 ГрК РФ установлено, что решение саморегулируемой организации о приёме в члены саморегулируемой организации вступает в силу со дня уплаты в полном объёме взноса (взносов) в компенсационный фонд (компенсационные фонды) саморегулируемой организации, а также вступительного взноса в случае, если внутренними документами саморегулируемой организации установлены требования к уплате такого взноса.


Учитывая эти и дополнительные правовые моменты, подробнее изложенные в источнике, эксперты приходят к выводу, что отсутствуют правовые основания для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, членство которых в саморегулируемой организации прекращено в соответствии с частью 6 или частью 7 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ и впоследствии вступивших в саморегулируемую организацию того же вида, на возврат ранее внесённого взноса в компенсационный фонд СРО в порядке, установленном частью 14 статьи 3.3 указанного закона.


Таким образом, лицо, желающее повторно вступить в саморегулируемую организацию с использованием ранее внесённых средств в компенсационный фонд, которые подлежат возврату по части 14 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ, должно получить в установленном порядке возврат взноса, а затем вправе использовать полученные средства по своему усмотрению, в том числе в целях вступления в саморегулируемую организацию на общих основаниях.


Возможность возврата взноса в компенсационный фонд лицу, совершившему переход в региональную саморегулируемую организацию. Согласно части 5 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица, являющиеся членами некоммерческой организации, имеющей статус саморегулируемой организации, в срок не позднее 1 декабря 2016 года обязаны были письменно уведомить такую некоммерческую организацию, в частности, о намерении добровольно прекратить членство в такой саморегулируемой организации, в том числе с последующим переходом в другую саморегулируемую организацию. Вместе с тем законодатель не установил ограничения на подачу заявления о добровольном прекращении членства в саморегулируемой организации в случае, если аналогичное заявление уже подавалась в целях перехода в региональную саморегулируемую организацию.


По мнению Научно-консультативной комиссии, лицо, перешедшее в региональную саморегулируемую организацию и направившее уведомление о добровольном выходе из неё в срок не позднее 1 декабря 2016 года, имеет право на возврат ранее внесённого взноса в компенсационный фонд саморегулируемой организации в порядке, установленном частью 14 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ.


А вот претендовать на сумму дохода, который образовался у СРО от размещения средств компфонда, по мнению НКК, бывший член данной СРО уже не сможет. В соответствии с частью 10 статьи 3.3 указанного закона, размеры компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств определяются, в том числе, с учётом доходов, полученных от размещения средств компенсационного фонда саморегулируемой организации.


Частями 4,5 статьи 55.16 ГрК РФ установлен закрытый перечень оснований для перечисления денежных средств компенсационных фондов. Частью 14 статьи 3.3 Федерального закона № 191-ФЗ установлена возможность возврата только суммы внесённого взноса в компенсационный фонд СРО. Указанное позволяет сделать вывод о том, что у саморегулируемой организации отсутствуют законные основания для возврата суммы дохода, полученного от размещения средств взноса в компенсационный фонд СРО.


В целом Методические рекомендации составлены в лаконичном стиле, юридически грамотны и содержат полезную информацию для специалистов СРО, занимающихся вопросами возврата средств компфонда.
 


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии