Опубликовано:
27 мая 2021 в 16:12
2021-05-27T16:12:00
0
2564
Закон о новом порядке надзорно-контрольной деятельности, касающийся Нацобъединений и СРО, может вступить в силу уже через два месяца
Депутаты Государственной Думы во втором чтении приняли законопроект № 1051647-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Теперь документу для получения статуса федерального закона осталось техническое третье чтение, утверждение в Совете Федерации и визирование Президентом России. Что ждёт СРО в связи с намечающимися переменами в контрольно-надзорной деятельности? Об этом читайте в материале нашего добровольного новосибирского эксперта.
***
Законопроект вносит изменения в 132 федеральных закона, содержит 754 страницы текста и устанавливает единообразные требования к 123-м видам контроля.
Большой блок поправок будет внесён в 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях» и отраслевое законодательство, регулирующее порядок контроля и надзора в сферах деятельности, где членство в СРО является обязательным. В частности, отдельное регулирование надзора предусмотрено для СРО финансовой сферы, контроль над которыми осуществляет Центральный Банк.
Основной упор разработчики документа сделали на цифровизацию. В частности, большой блок поправок в части работы СРО касается обеспечения возможности электронного документооборота между членами и СРО, а также между СРО и органами государственного надзора.
Ко второму чтению в законопроект была добавлена возможность использования информационных и коммуникационных технологий дистанционного участия при рассмотрении жалоб на действия членов саморегулируемой организации и дел о применении мер дисциплинарного воздействия.
Также в 315-ФЗ вводятся предельный срок исполнения предписаний контрольных органов по устранению выявленных нарушений – в 60 дней. По обращению СРО срок исполнения предписания может быть однократно продлён.
В связи с появлением возможности заключения саморегулируемой организацией соглашений о признании результатов её деятельности, появится и новый вид контроля. В отношении такой СРО контрольным (надзорным) органом будет осуществляться контроль за соблюдением условий заключённого соглашения о признании.
По оценкам законотворцев, предусмотренные законопроектом изменения в Федеральный закон «О саморегулируемых организациях» обеспечат оптимизацию деятельности 620-ти СРО с обязательным членством, объединяющих более 200 тысяч участников, а также 430-ти СРО с добровольным членством.
Изменения в Градкодекс довольно многочисленны. Стоит отметить, что в большинстве статей вместо «государственный надзор» появится формулировка «федеральный государственный», что может указывать на стремление передать контрольно-надзорные функции от региональных властей на уровень федерального центра.
Не внесено никаких изменений в статью 55.5-1 ГрК РФ, которая регламентирует порядок ведения Национального реестра специалистов. Это означает, что пока Минстрой России не планирует введение Единого федерального реестра, о котором в последнее время неоднократно говорили в Национальном объединении строителей. Возможно, новое руководство строительного ведомства предпочитает внимательно изучить ситуацию с действующими реестрами и предложит свою архитектуру этих цифровых ресурсов.
Статья 55.19 ГрК о государственном надзоре за деятельностью СРО дополнится частью 14 следующего содержания: «14. Положение о федеральном государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций утверждается Правительством Российской Федерации». Что также может означать дальнейшие перемены в части государственной политики по строительному саморегулированию.
Вносятся изменения в статью 55.23 о государственном контроле за деятельностью Национальных объединений. Предлагается исключить части 2 и 3 указанной статьи, которые регламентируют контроль за Нацобъединениями путём плановых и внеплановых проверок. А в части первой заменить упоминание о таковых проверках словами «в соответствии с положением, утверждаемым Правительством Российской Федерации». Скорее всего, предполагается заменить нынешнюю систему периодических контрольно-надзорных мероприятий за Национальными объединениями постоянным контролем с помощью цифровых технологий, которые будут отслеживать деятельность Нацобъединений в онлайн-режиме.
У СРО появится право формирования плана проверок своих членов на основе риск-ориентированного подхода. Как и в случае с государственным контролем, при использовании риск-ориентированного подхода к формированию плана проверок выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю определяется путём отнесения деятельности членов СРО к определённой категории риска. Категории и критерии риска определяются саморегулируемой организацией в соответствии с её внутренними документами.
Однако федеральные органы исполнительной власти, осуществляющие функции по нормативно-правовому регулированию соответствующего вида предпринимательской или профессиональной деятельности, или Банк России вправе установить требования к категориям риска, критериям отнесения деятельности членов саморегулируемой организации к определённой категории риска.
Остаётся добавить, что полный и окончательный переход на реестровую модель деятельности по лицензированию запланирован на 1 марта 2022 года. Положения о видах регионального государственного контроля (надзора), положения о видах муниципального контроля должны быть приведены в соответствие с федеральным законодательством до 1 января 2022 года.
Войдите, чтобы оставить комментарий.