Как мы уже сообщали, 20 марта 2021 года вступило в силу постановление Правительства РФ № 423 «О внесении изменений в Положение об отдельных условиях предоставления займов членам саморегулируемых организаций и порядке осуществления контроля за использованием средств, предоставленных по таким займам». Таким образом, обещанная Национальными объединениями корректировка в российское законодательство в части выдачи займов за счёт средств компфондов обеспечения договорных обязательств состоялась. В чём она заключается и станут ли теперь СРО охотнее кредитовать своих членов, попробовал разобраться наш добровольный эксперт из Владивостока. Предоставляем ему слово на нашей общественной трибуне.
***
Как известно, процесс выдачи займов членам СРО, бодро начавшись, полностью сошёл на нет с 1 января 2021-го. Согласно официальным данным Национального объединения строителей, в этом году пока ни одна СРО не приступила к этой процедуре, и не было выдано ни одного кредита.
О причинах этого скепсиса со стороны строителей и саморегуляторов говорилось уже достаточно, и очевидно, что все Союзы и Ассоциации, которые были готовы выдавать деньги своим членам, уже это сделали. Однако, по мнению Нацобъединения, перезапустить процесс способны изменения в законодательство. Таковые, после длительных консультацией с Минстроем России, и были приняты в виде постановления № 423.
Что оно предлагает принципиально нового?
Во-первых, существенно расширены цели займа. Кроме ранее указанной выплаты заработной платы, оплаты вознаграждения банку за банковскую гарантию, покупку стройматериалов для выполнения госконтрактов и строительства МКД, заёмные средства могут быть направлены:
- на уплату налога на доходы физических лиц, страховых взносов по обязательному социальному страхованию, страховых взносов по обязательному медицинскому страхованию и страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию;
- приобретение строительных материалов, конструкций, оборудования для выполнения работ на объектах здравоохранения, образования, культуры, спорта, иных объектов социального обслуживания населения на основании концессионных соглашений и (или) соглашений о государственно-частном партнёрстве, муниципально-частном партнёрстве;
- приобретение электронных вычислительных машин и типовых программ для них, обеспечивающих формирование и ведение информационной модели объекта капитального строительства (кстати, стоит поздравить Саморегулируемую организацию Ассоциация «Межрегиональный союз проектировщиков и архитекторов Сибири», которая и выступила с инициативой выделения займов на развитие BIM-технологии!);
- приобретение строительных материалов, конструкций, оборудования для выполнения договорам (контрактам) (независимо от срока заключения).
Во-вторых, саморегулируемые организации были включены в состав сторон, участвующих в межбанковском соглашении о списании суммы займа и процентов за его пользование по требованию СРО.
В-третьих, документ снял ограничения по срокам заключения контрактов в случае направления на уплату обеспечения заявки на участие в закупке работ в целях заключения договора подряда.
Между тем, как отмечают критики, многие принципиальные вопросы, которые останавливали саморегуляторов от участия в программе, так и остались неразрешёнными. Прежде всего, это противоречие с нормой Градостроительного кодекса РФ об исчерпывающем перечне использования средств компенсационных фондов. Не урегулирован порядок восполнения средств компфондов СРО в случае невозврата займов. Также не ясно, кто будет нести ответственность за фактическую утрату средств в случае невозврата средств займа в установленные сроки.
Очевидно, что теперь саморегуляторам стоит ждать новых настойчивых призывов со стороны НОСТРОЙ с предложениями поактивнее участвовать в программе выдачи займов. И пересмотреть свою позицию с учётом новых законодательных веяний. Ну, а насколько убедительными покажутся эти аргумент строителям и саморегуляторам, мы скоро узнаем.