С 1 июля 2021-го вступает в силу Федеральный закон от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Часть норм, прописанных в этом документе, имеет прямое отношение к саморегулируемым организациям. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Красноярска.
***
Одним из главных посылов новой реформы контрольно-надзорной деятельности, проходящей в стране с прошлого года, является развитие передача части полномочий государственных органов (в частности, Ростехнадзора) на уровень саморегулируемых организаций.
И действительно, статьёй 55 принятого Федерального закона предусмотрено право СРО с добровольным членством на заключение с органами контроля (надзора) соглашения о признании результатов деятельности саморегулируемой организации. Такое соглашение, в случае его заключения, предусматривает, что деятельность контрольного (надзорного) органа не осуществляется в отношении членов СРО, то есть фактически контрольные функции полностью переходят к саморегулируемым организациям.
Что касается СРО с обязательным членством, то на них действие нормы статьи 55 не распространяется. Таким образом, вне действия закона оказались такие сферы, как строительная, в области оценки, аудита, кадастровая деятельность, деятельность арбитражных управляющих и в банковской сфере. В общем, практически все. Тем не менее, есть смысл присмотреться данному механизму, поскольку, скорее всего, он постепенно будет масштабироваться и охватывать все перечисленные отрасли.
Уже сейчас, предъявлены требования к СРО для целей заключения соглашения с контрольным (надзорным) органом:
- СРО должна находиться в Государственном реестре саморегулируемых организация не менее трёх лет;
- компенсационный фонд СРО должен быть сформирован не менее, чем 25.000 рублей на одного члена СРО;
- в СРО должны быть приняты все внутренние документы, предусмотренные Федеральным законом от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях»;
- контроль в СРО должен быть идентичен государственному или муниципальному контролю (надзору) отдельного вида деятельности.
Помимо установленных требований к СРО с добровольным членством Правительством РФ будет выпущено постановление, устанавливающее критерии, на основании которых осуществляется признание результатов деятельности СРО, существенные условия соглашения о признании результатов деятельности, порядок заключения, регистрации и прекращения действия соглашения о признании результатов деятельности, порядок контроля за соблюдением условий соглашения о признании результатов деятельности саморегулируемой организацией, деятельность которой признаётся соглашением о признании результатов деятельности.
Подробности должны быть раскрыты в подзаконных актах, в частности, в постановлении Правительства РФ. За его разработку отвечает Минэкономразвития России, и пока документ не размещён на официальном сайте для публикации правовых актов. По имеющейся информации такой проект МЭРа разрабатывается и, скорее всего, уже проходит процедуры внутреннего согласования. Эксперты пока затрудняются сказать, когда и в какие сроки предложенный механизм начнёт действие и будет ли он в перспективе распространён на СРО с обязательным членством. Тем не менее, ознакомиться с документом стоит уже сегодня.