Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2021 / 01 / 27 /
Опубликовано: 27 января 2021 в 16:11
0    3101

Сергей Кононыхин назвал актуальные вопросы деятельности саморегулируемых организаций в рамках изменяющегося градостроительного законодательства



Одной из задач, стоящих перед Нацобъединениями, является подготовка и разработка законов, так или иначе связанных с саморегулированием, в частности, и со строительной отраслью, в целом. Активное участие в этой работе принимают специалисты Национального объединения изыскателей и проектировщиков. О ключевых изменениях в законодательстве рассказал руководитель Аппарата НОПРИЗ Сергей Кононыхин.


***

Регуляторная гильотина

В рамках рассмотрения предложений по внедрению механизма «регуляторной гильотины» был подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и некоторые законодательные акты Российской Федерации» (в части систематизации обязательных требований в сферах безопасности строительной продукции, саморегулирования деятельности в сфере проектирования, инженерных изысканий и строительства).

Законопроектом предусматривается перенос обязательных требований ‎из подзаконных нормативных правовых актов на законодательный уровень в части:
  • порядка ведения Национального реестра специалистов;
  • порядка взаимодействия Национального объединения и саморегулируемых организаций;
  • требований к кредитным организациям, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов СРО;
  • правил направления Национальным объединением в кредитную организацию требования о переводе на специальные банковские счета средств компенсационного фонда возмещения вреда и компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств;
  • правил размещения и (или) инвестирования средств КФ ВВ.


Кроме того, законопроектом предусматривается:
  • отмена процедуры выдачи на бумажном носителе аттестатов экспертов;
  • отмена разработки и утверждения стандартов на процессы выполнения работ, контроля их соблюдения членами саморегулируемой организации, применения мер дисциплинарного воздействия в отношении членов ‎за нарушение требований таких стандартов;
  • отмена проведения плановых проверок деятельности Национальных объединений.


Законопроект получил положительную оценку регулирующего воздействия, Правительством РФ формируется окончательный вариант текста законопроекта. Но в Государственную Думу законопроект до настоящего времени не внесён.

Вместе с тем Правительством 29 июля 2020 года было утверждено постановление № 1136 в соответствии с которым с 1 января 2021 года утрачивают силу ряд нормативно-правовых актов, касающихся сферы саморегулирования в строительстве, а именно:

1. постановление Правительства РФ от 27 сентября 2016 года № 970 «О требованиях к кредитным организациям, в которых допускается размещать средства компенсационных фондов…»;
2. постановление Правительства РФ от 26 января 2017 года № 85 «Об утверждении Правил направления Национальным объединением саморегулируемых организаций, требования в кредитную организацию о переводе на специальные банковские счета средств компенсационного фонда, СРО исключённой из Государственного реестра …»;
3. постановление Правительства РФ от 19 апреля 2017 года № 469 «Об утверждении Правил размещения и (или) инвестирования средств компенсационного фонда возмещения вреда…».

Также отменяются нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти и акты, которыми вносились в них изменения касающиеся:
  • формы единого реестра членов саморегулируемых организаций (Приказ Ростехнадзора от 25 марта 2015 года № 114);
  • порядка ведения Национального реестра специалистов и перечня направлений подготовки, специальностей (приказ Минстроя России от 6 апреля 2017 года № 688/пр);
  • порядка взаимодействия Национального объединения и саморегулируемых организаций при исключении из Государственного реестра (приказ Минстроя России от 29 мая 2019 года № 306/пр).



И Перечень до 2027 года

В связи с прекращением действия с 1 января 2021 года приказа № 688/пр от 6 апреля 2017 года «Об утверждении порядка ведения Национального реестра специалистов» Минюстом России 1 декабря 2020 года зарегистрирован приказ Минстроя № 672/пр от 6 ноября 2020 года «Об утверждении Перечня направлений подготовки, специальностей в области строительства, получение высшего образования по которым необходимо для специалистов по организации инженерных изысканий, специалистов по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистов по организации строительства»

В данном приказе содержатся 437 гражданских специальностей и направлений подготовки и 181 военных специальностей и направлений подготовки, всего 618. Приказ вступил в силу 1 января 2021 года и действует 6 лет – до 1 января 2027 года.


Снижение финансовой нагрузки

Минстроем России подготовлен проект Федерального закона «О внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ (в части снижения финансовой нагрузки, связанной с членством в саморегулируемых организациях, на субъекты предпринимательской деятельности)», сейчас проходит оценку регулирующего воздействия.

Законопроектом предлагается внесение изменений в статью 55.21 ГрК РФ (о Всероссийском съезде саморегулируемых организаций), которая дополняется нормой о том, что отчисления саморегулируемых организаций на нужды Национального объединения, саморегулируемая организация вправе уплачивать за счёт дохода (части дохода), полученного от размещения и (или) инвестирования средств КФ ВВ, и размещения средств КФ ОДО.

Статья 60 ГрК РФ (о возмещении вреда) дополняется частью 3.1, предусматривающей компенсацию сверх предусмотренного законодательством возмещения вреда, причинённого работнику при исполнении им трудовых обязанностей.

Солидарно с членом саморегулируемой организации такую компенсацию выплачивают:

1). саморегулируемая организация в пределах средств КФ ВВ в случае, если работодатель, имеющий обязательства вследствие причинения вреда указанному работнику в связи с нарушением требований охраны труда;
2). Национальное объединение в случае исключения сведений о саморегулируемой организации из Государственного реестра.

Также предлагается установить, что в случае причинения вреда собственнику здания, сооружения возмещение вреда осуществляется в соответствии с гражданским законодательством.
В случае причинения указанного вреда членом саморегулируемой организации вследствие недостатков работ, выполненных по инженерным изысканиям, подготовке проектной документации, внесению изменений в такую проектную документацию, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта, субсидиарную ответственность несут саморегулируемая организация либо Национальное объединение в случае исключения сведений о СРО из Государственного реестра.

Предлагается дополнить статью 96 Федерального закона № 44-ФЗ частью 1.1, предусматривающей, что Заказчиком требование обеспечения исполнения контракта не устанавливается по контракту, заключаемому конкурентным способом с лицом, являющимся членом саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса, предметом которого является:

1). выполнение проектных или изыскательских работ для строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства, и цена которого не превышает двадцать пять миллионов рублей;
2). строительство, реконструкция, капитальный ремонт, снос объектов капитального строительства, и цена которого не превышает шестьдесят миллионов рублей.


Контроль и надзор

Речь идёт, конечно же, о законопроекте № 1051647-7 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации». Главной целью законопроекта является приведение положений федеральных законов в соответствие с Федеральным законом от 31 июля 2020 года № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации».

Основное содержание законопроекта составляют статьи, вносящие изменения в федеральные законы, в соответствии с которыми осуществляются виды федерального государственного контроля (надзора), виды регионального государственного контроля (надзора), виды муниципального контроля. Указанные федеральные законы приводятся в соответствие с положениями Федерального закона № 248-ФЗ, который вступает в силу с 1 июля 2021 года.

Помимо актуализации положений отраслевых федеральных законов, законопроект направлен на совершенствование 315-ФЗ. Так, статьёй 72 законопроекта вносятся изменения в Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».

Изменения предусматривают возможность применения информационно-коммуникационных технологий, позволяющих обеспечить возможность дистанционного участия в работе СРО, ведение Государственного реестра саморегулируемых организаций исключительно в электронном виде, возможность подачи некоммерческой организацией заявления о приобретении статуса СРО в электронном виде, предоставления выписок из Госреестра в электронном виде, возможность формирования СРО плана проверок своих членов на основе риск-ориентированного подхода, а также ряд мер в области осуществления государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО.
Законопроект внесён на рассмотрение в первом чтении Государственной Думы.


Информационная открытость

В связи с изданием постановления Правительства РФ от 11 июня 2020 года № 851 приказ Минэкономразвития России от 31 декабря 2013 года № 803 «Об утверждении Требований к обеспечению СРО доступа к документам и информации» с 1 января 2021 года утратил силу.

Но совсем недавно Минэкономразвития утвердило новый приказ от 14 октября 2020 года № 678 о требованиях к обеспечению СРО доступа к документам и информации. Данный приказ вступил в силу с 1 января 2021 года и действует до 1 января 2027 года. Он не имеет больших отличий от предыдущего текста приказа от 2013 года.

Кратко остановлюсь на изменениях:
  • новым приказом установлено требование о возможности выгрузки сведений из реестра членов и сохранения их на компьютере пользователя. При этом сохраненный файл должен предусматривать возможность поиска и копирования сведений;
  • вводится возможность копирования всей размещенной на сайте СРО информации не только на резервный материальный носитель, но и в облачное хранилище данных;
  • информацию о причинах прекращении доступа к сайту СРО должна разместить в течение одного рабочего дня. В предыдущем приказе – в течение 6 часов.


В заключении, стоит отметить, что работа по совершенствованию законодательства в строительной сфере будет продолжена и в 2021 году.


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии