По мнению специалистов Министерства строительства и ЖКХ РФ, благодаря статусу СРО и их Нацобъединений, обеспечивается законность направления запросов со стороны НОСТРОЙ и НОПРИЗ в адрес саморегулируемых организаций. В свою очередь, подобный правовой механизм позволяет Нацобъединениям при сохранении у государства контрольных функций осуществлять постоянное наблюдение за профессиональными участниками строительного рынка для выявления его недобросовестных участников, что способствует обеспечению реализации основных целей СРО в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса объектов капитального строительства и содержанию их деятельности, закреплённым в статье 55.1 Градостроительного кодекса РФ. Такая позиция изложена в письме Минстроя России от 4 июля 2023 года № 18211-ОГ/02. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Санкт-Петербурга.
***
Минстрой указывает, что право направления запроса по своей правовой природе как обязательного к исполнению указания вытекает из публично-правового статуса саморегулируемых организаций. На такой особый статус указывает Конституционный Суд РФ, который установил, что федеральный законодатель в рамках его правовой регламентации с учётом конституционных принципов соразмерности государственного вмешательства в права и свободы граждан, баланса частных и публичных интересов вправе наделить рядом публичных нормотворческих, исполнительно-распорядительных, контрольных полномочий автономные публично-правовые субъекты – саморегулируемые организации.
Данная правовая позиция отражена также в определении КС РФ от 10 февраля 2009 года № 461-О-О, которым установлено, что конституционный принцип демократического правового государства и гарантируемая Конституцией России свобода экономической деятельности предполагает развитие необходимых для становления гражданского общества начал самоуправления и автономии в экономической сфере, проявлением чего является создание саморегулируемых организаций как институтов гражданского общества, наделённых публичными функциями.
При этом соответствующая деятельность граждан подконтрольна государству, определяющему, исходя из баланса конституционно защищаемых ценностей, правовые основы и процедуры её осуществления, с тем, чтобы исключить возможность нарушений прав как членов СРО, так и других лиц.
Определяя публично-правовой характер деятельности таких объединений, федеральный законодатель предусмотрел механизм, направленный на реализацию цели, для которой такие Национальные объединения саморегулируемых организаций созданы, наделив их не только соответствующими функциями, в том числе предусмотренными статьёй 55.20 ГрК РФ, но и правом, как это было указано в письме № 12226-ОГ/02, направлять саморегулируемым организациям обязательные к исполнению запросы (часть 8.1 статьи 55.20 ГрК РФ).
При этом законодательство о градостроительной деятельности не содержит каких-либо положений, возлагающих на Национальные объединения саморегулируемых организаций не свойственные им функции, и не устанавливает широту усмотрения при направлении запросов, предполагая, что такие запросы могут касаться имеющейся в распоряжении информации (сведений), в том числе и относительно других лиц, если такая информация находится в распоряжении на законном основании.
Также Министерство строительства и ЖКХ РФ предлагает саморегулируемым организациям, в случае возникновения вопросов к содержанию запроса, направленного Национальным объединением, напрямую обращаться в Минстрой, как в орган, осуществляющий федеральный государственный контроль за деятельностью Нацобъединений, в целях проверки соблюдения требований ГрК РФ.
Полностью с текстом письма можно ознакомиться на Форуме о саморегулировании.