Бывший министр регионального развития РФ, а ныне руководитель Ространснадзора Виктор Басаргин (на снимке – ред.) рассказал о том, как зарождалось строительное саморегулирование в нашей стране. Повод подходящий, юбилейный – с тех пор, как было принято такое решение, прошло 15 лет. Полностью текст интервью можно прочесть на сайте Саморегулируемой организации Союз «Межрегиональное объединение организаций специального строительства» (СРО Союз «МООСС», 02-С-2009), а наш добровольный столичный эксперт предлагает вниманию читателей краткий конспект беседы.
***
Причина – аварии и смерти
На самом деле создание системы СРО было инициативой не Минрегиона, а экономического блока Правительства России в лице Минэкономразвития и Минфина. Сама идея саморегулирования была очень интересной: решение о доступе на стройку компаний принимает само профессиональное сообщество, а не государственный лицензионный центр.
Мотивы были понятны. 2007-2008 годы сопровождались громкими авариями на объектах, причём с гибелью людей. Кровли не выдерживали снеговой нагрузки, рушились здания, и все проверки выявляли одно: были нарушены строительные нормы, а контроль был недостаточным. И, естественно, возникал вопрос: кто ответит за нанесённый ущерб от некачественных строительных работ?
Были споры о том, что либо стройка пойдёт в систему страхования рисков, либо будет создан собственный механизм компенсаций за ущерб, то есть саморегулирование с компенсационными фондами. Было принято решение, что не государство, а сами строительные организации будут создавать такой механизм. Поэтому экономический блок активно настаивал на саморегулировании, чтобы уйти от госгарантий.
Точку поставил Президент
Первые шаги давались с болью. Весь строительный комплекс разделился почти пополам – было очень много обращений в Минрегион России. На столе с одной стороны лежала огромная кипа писем о том, что саморегулирование ни в коем случае вводить нельзя, а с другой стороны – такая же кипа обращений, что это обязательно нужно сделать.
Точку, по словам Виктора Басаргина, поставил Президент России Владимир Путин. По итогам доклада главы Минрегиона Глава государства тоже показал две стопки обращений: за СРО и против. Тем не менее, была понятна позиция профессионального сообщества, что оно в большей степени склоняется к саморегулированию.
Как подчеркнул Виктор Федорович: «Я сказал Президенту: несмотря на то, что мнения разделились почти пополам, логика подсказывает, что нужно переходить на саморегулирование. И тогда он ответил: значит, саморегулированию быть! С этого момента всё и началось».
Последняя месть ФЛЦ
Реформа была болезненно воспринята со стороны Федерального лицензионного центра. В процессе ликвидации ФЛЦ была в какой-то степени уничтожена сложившаяся база компаний, которым были выданы строительные лицензии, таких лицензий было почти 300 тысяч. Если бы эта база сохранилась, было бы проще определить, в каких регионах какие компании работают, в какие территориальные СРО они должны войти. А для тех компаний, которые не имели лицензий, но входили бы в СРО, можно было бы выставить повышенные требования. Но база ФЛЦ была утрачена, и всё пришлось начинать с нуля.
В итоге из-за действий руководства лицензирующего органа единая база данных была уничтожена. Лицензии просто закончили своё действие, а все компании должны были вступить в СРО на общих основаниях вне зависимости от того, имели они лицензии или нет. Поэтому первые шаги дались очень непросто.
Нормативы писали сами
Опыта у отцов-основателей не было никакого. В зарубежной практике ничего подобного, как оказалось, тоже нет. А нужно было подводить под саморегулирование законодательную, нормативную и методологическую базу, разрабатывать десятки документов с совершенно новой идеологией.
НОСТРОЙ, НОП и НОИЗ получили право самим разрабатывать и утверждать эти нормы, и поэтому Съезды Нацобъединений в первые годы проводились очень часто – нужно было решать многие организационные и правовые вопросы, обсуждать и принимать нормативные документы. Было много вопросов, связанных с генподрядчиками – собирать их в отдельную СРО, или они могут состоять в любой СРО наряду с другими компаниями? Но потом было принято решение, что генподрядчики могут вступать в СРО по своему выбору.