***
Для кого же тогда, спросите, профессиональный стандарт «Специалист по организации капитального ремонта многоквартирного дома»? Да, практически для всех работников Фондов капитального ремонта!
И это становится видно из заявленной цели профессиональной деятельности: обеспечение проведения, организация финансирования и контроль работ по капремонту общего имущества МКД, обеспечивающих сохранность общего имущества многоквартирного дома в течение нормативного срока службы, комфортные и безопасные условия проживания.
Далее это видно из описания трудовых функций, входящих в профессиональный стандарт (обобщённые трудовые функции):
- аккумулирование взносов на капитальный ремонт;
- процессное управление мероприятиями по подготовке к проведению работ по капремонту многоквартирных домов;
- организация проведения работ и контроль за проведением работ по капитальному ремонту МКД;
- организация финансирования капитального ремонта;
- руководство организацией капремонта общего имущества МКД.
Для выполнения данной трудовой функции подходят лица, занимаемые такие должности, как: главный инженер, ведущий инженер, инженер, специалист по организации капитального ремонта, специалист по сопровождению проведения мероприятий, направленных на повышение энергоэффективности МКД при проведении капремонта.
Достаточно высшего образования – бакалавриат или магистратура, и не менее трёх лет в области жилищно-коммунального хозяйства или строительства. Дополнительно рекомендуется дополнительное профессиональное образование – программы повышения квалификации в сфере строительного контроля.
И вот тут-то возникает давно обсуждаемая коллизия, когда строительный контроль осуществляется лицом с меньшей квалификацией и опытом, чем у специалистов, включённых в НРС Национального объединения строителей.
Собственно, отсюда и возникают все проблемы с качеством приёмки выполненных работ по проведению капитального ремонта МКД, так как строительный контроль фактически осуществляется специалистами ФКРов не как положено, а как попало.
До сих пор нет конкретного ответа ни в законодательстве Российской Федерации, ни в позиции Минстроя России о необходимости включения в Национальный реестр специалистов, осуществляющих строительный контроль, особенно у тех лиц, которые не обязаны состоять в членах СРО.
Можно привести ряд писем Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ о том, что его правовым департаментом высказывалась позиция о необходимости наличия специалистов, проводящих строительный контроль, в Национальном реестре специалистов. Например, письмо Минстроя России от 19 сентября 2017 года № 33529-ТБ/02.
Правовой департамент ведомства рассмотрел обращение и по поставленному в нём вопросу сообщил следующее. Исходя из совокупности норм пунктов 2 и 4 части 5 статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ, только специалистами по организации строительства в должности главного инженера проекта, сведения о которых включены в НРС в области строительства, подписываются документы, оформляемые в процессе проведения строительного контроля.
Согласно пункту 12 Положения о проведении строительного контроля, при осуществлении строительства, реконструкции и капитального ремонта объектов капитального строительства, утверждённого постановлением Правительства РФ от 21 июня 2010 года № 468, к ним относятся, в том числе, акты освидетельствования скрытых работ.
Требования к составу и порядку ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства и требования, предъявляемые к актам освидетельствования работ, конструкций, участков сетей инженерно-технического обеспечения, утверждены приказом Ростехнадзора от 26 декабря 2006 года № 1128 (РД-11-02-2006). Указанные акты должны быть подписаны представителями застройщика или технического заказчика по вопросам строительного контроля, лица, осуществляющего строительство, по вопросам строительного контроля, сведения о которых включены в Национальный реестр специалистов в области строительства.
Сведения об иных лицах, участвующих в подписании акта освидетельствования скрытых работ, в том числе, представителя лица, выполнившего работы, подлежащие освидетельствованию, НРС могут не содержаться.
Такова позиция правового департамента Минстроя России.
Однако нужно учесть, что статья 55.5-1 ГрК РФ изменена с 1 сентября 2022 года, а приказ Ростехнадзора от 26 декабря 2006-го № 1128 (РД-11-02-2006) утратил свою силу в связи с изданием приказа РТН от 23 августа 2023 года № 306. Таким образом, ранее выпущенные письма Минстроя России утратили свою актуальность.
Правда, выпущен приказ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 16 мая 2023 года № 344/пр «Об утверждении состава и порядка ведения исполнительной документации при строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства», и в нём, конечно же, есть требование для подписания отдельных документов исполнительной документации лицами, включёнными в НРС, в том числе, и для регионального оператора (ФКР). Но с оговоркой – за исключением случаев, когда членство в саморегулируемых организациях в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства не требуется.
И в перечне исполнительной документации нет обязательных документов, подписание которых выполняется только специалистами НРС, согласно пункта 2 части 5 статьи 55.5-1 ГрК РФ.
Таким образом, представляется, что в 2024 году сотрудникам НОСТРОЙ необходимо подробно проработать вопрос обязательного включения специалистов ФКР, осуществляющих строительный контроль, в Национальный реестр специалистов.