***
Недавно в рамках Общего собрания членов СРО «Проектный портал» прошёл круглый стол «Подготовка кадров в области архитектурно-строительного проектирования. Проблемы и пути решения». На встрече обсуждали проблемы специального высшего образования в строительной отрасли Российской Федерации, участники дискуссии предлагали пути решения задач, стоящих перед профессиональным сообществом архитектурно-строительного проектирования.
Открыл круглый стол генеральный директор Ассоциации «Проектный портал» Сергей Голубев, который отметил, что в настоящее время есть ряд серьёзных проблем, связанных с подготовкой специалистов в области архитектурно-строительного проектирования. И профессиональному сообществу необходимо обсуждать имеющиеся проблемы в поисках путей их решения.
Срез накопившихся проблем обозначил в самом начале своего выступления директор ООО «Графика-Инжиниринг» Карен Башиянц. Прежде всего, это очень серьёзный недостаток кадров в профессии архитектурно-строительного проектирования. Имея офисы в пяти городах, компания не может найти специалистов для работы. По мнению господина Башиянца, проблема не то что критическая, «она закритическая, и стала совсем плохой».
Сегодня оказалось некому проектировать. В связи с этим возникают разноплановые вопросы, которые требуют обсуждения. Прежде всего – как готовить молодых специалистов? Далее, кто их будет готовить, ведь опытных наставников почти не осталось на рынке? И третья проблема: как удержать в компании подготовленных специалистов, ведь уровень дохода проектировщиков не может сейчас конкурировать по зарплатам с другими отраслями народного хозяйства?
Обсуждая поднятые вопросы, технический директор ООО «ДиСиКонсалт» Михаил Котляров отметил низкую заинтересованность институтов в практической подготовке специалистов-проектировщиков, готовых к практической деятельности в профессии. Он предложил подумать о реализации KPI для отраслевых кафедр, которые бы зависели от числа выпускников, пришедших в профессию после обучения, и сроки их работы по специальности. Если кафедра не достигает заданных ключевых показателей, то она неверно строит обучающий процесс, и в этом случае системе профильного образования нужна перестройка.
Анализируя эту идею, директор архитектурно-строительного института Тольяттинского государственного университета Виталий Жданкин посетовал на то, что сейчас нет единого государственного стандарта на обучение специалистов по направлению «промышленное и гражданское строительство». Самостоятельно выстраивая учебную программу, различные вузы готовят специалистов с разным багажом знаний.
Также работник системы образования отметил, что система ЕГЭ побуждает выпускников с небольшими баллами поступать в те вузы, где они проходят по конкурсу. Часто такие абитуриенты заинтересованы лишь в получении «корочки» о высшем образовании, и уже изначально не планируют работать по специальности. Для решения изложенных проблем первое, что должны делать профильные кафедры – работать с мотивацией студентов, которые приходят учиться.
Вице-президент Российского Союза научных и инженерных общественных объединений Сергей Друкаренко высказал мысль о том, что в нынешних реалиях нужно готовить специалистов «на упреждение». Поэтому компания нужно начинать работу с кадрами во время их обучения в вуз, или даже в старших классах школ.
Прежде всего, нужно сформировать перспективный план потребности специалистов на ближайшие 3-5 лет. Далее с помощью конкурсов можно отбирать лучших специалистов требуемой квалификации, и повышать их уровень в рамках обмена опытом с коллегами из других стран.
Председатель комитета по строительству Общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» Марк Геллер (на снимке вместе с Сергеем Голубевым – ред.) отметил, что в этой организации хорошо понимают поднятую проблему, регулярно обсуждая её в качестве одной из ключевых. По его мнению, вуз должен дать учащемуся базу, и в процессе обучения профессиональное сообщество, работодатели (или их объединение) должны помочь будущим выпускникам в том, чтобы они стали специалистами.
Господин Геллер предложил подумать о том, чтобы выступить с законодательной инициативой о налоговых преференциях для тех работодателей, которые готовы вкладывать средства в молодых специалистов на этапе их обучения в вузе. Это огромные затраты, и, по мнению спикера, они должны уменьшать налог предприятия на прибыль. А прямые затраты компании на обучение будущих специалистов должны частично либо даже полностью компенсироваться – и такая законодательная инициатива уже существует.
По результатам состоявшегося обсуждения было подписано два документа:
- Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии по реализации проектов и инициатив между Российским Союзом научных и инженерных общественных объединений, РосНИО и Ассоциацией Экспертно-аналитический центр проектировщиков «Проектный портал».
- Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии между комитетом по строительству Общероссийской организацией малого и среднего предпринимательства «ОПОРА РОССИИ» и Ассоциацией Экспертно-аналитический центр проектировщиков «Проектный портал».