Научно-консультативная комиссия НОСТРОЙ представила Аналитическую справку по вопросу необходимости трудоустройства специалистов по организации строительства непосредственно в полное товарищество. Поводом для изучения данной тематики стало обращение «Полного Товарищества «Аспект» и компании с порученным ведением дел» по вопросу необязательности трудоустройства специалистов (являющихся сотрудниками организаций-участников полного товарищества) непосредственно в полное товарищество. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из подмосковного Красногорска.
***
Эксперты Научно-консультативной комиссии в своём исследовании отмечают, что в качестве работодателя может выступать отдельное юридическое лицо, а не группа лиц, в которую данное ЮЛ входит. При этом, в российском законодательстве в настоящее время отсутствуют положения, закрепляющие отношения работника и группового (коллективного) работодателя.
Положения Гражданского кодекса РФ о групповых юридических лицах относятся к нормам корпоративного права, а не трудового. Следовательно, по мнению экспертов НКК, к рассматриваемым отношениям «работодатель-работник» не применимы, поскольку регламентируют отношения участников полного товарищества исключительно между собой.
Более того, статья 56.1 Трудового кодекса РФ прямо устанавливает запрет на заёмный труд, то есть труд, осуществляемый работником по распоряжению работодателя в интересах, под управлением и контролем физического лица или юридического лица, не являющихся работодателем данного работника.
Исключением из указанной нормы является осуществление деятельности по предоставлению труда работников (персонала), предусмотренной статьёй 18.1 Федерального закона от 19 апреля 1991 года № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации», а именно: «Направление временно работодателем (далее также – направляющая сторона) своих работников с их согласия к физическому лицу или юридическому лицу, не являющимся работодателями данных работников (далее также – принимающая сторона), для выполнения данными работниками определённых их трудовыми договорами трудовых функций в интересах, под управлением и контролем принимающей стороны».
Несмотря на то, что аффилированные юридические лица вправе временно направлять работников с их согласия между собой, трудовой договор между работником и принимающей стороной не заключается, что противоречит требованиям статьи 55.5-1 Градостроительного кодекса РФ. Кроме того, подпункт 3 пункта 13 статьи 18.1 того же Федерального закона № 1032-1 прямо устанавливает запрет на «замещение отдельных должностей, в соответствии со штатным расписанием принимающей стороны, если наличие работников, замещающих соответствующие должности, является условием получения принимающей стороной лицензии или иного специального разрешения на осуществление определённого вида деятельности, условием членства в саморегулируемой организации или выдачи саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определённому виду работ».
При этом, уклонение от оформления или ненадлежащее оформление трудового договора либо заключение гражданско-правового договора, фактически регулирующего трудовые отношения между работником и работодателем, является административным правонарушением, влекущим наложение административного штрафа.
Таким образом, на основании вышеизложенного, эксперты Научно-консультативной комиссии пришли к выводу об обязательности заключения трудового договора по основному месту работы между специалистом и членом саморегулируемой организации (в рассматриваемом случае – непосредственно полным товариществом).
Остаётся добавить, что полное товарищество в России является сравнительно редко встречающейся организационной формой бизнеса. Оно представляет собой объединение предпринимателей, участники которого занимаются своей деятельностью не от своего имени, а от имени товарищества. Его основным отличием от акционерных обществ заключается в том, что участники товарищества несут ответственность по долговым обязательствам личным имуществом, а происходит это в рамках солидарной субсидиарной ответственности.
В части отношений с кредиторами это делает их правовое положение максимально приближённым к тому, что существует у индивидуальных предпринимателей. Учредители же ООО, ОАО, ЗАО несут ответственность только уставным капиталом, что защищает их личные вещи от отчуждения и реализации.
Основополагающее положение о полном товариществе содержит статья 69 Гражданского кодекса РФ, а нормативные акты о составе содержатся в статье 66 ГК РФ.