Представители СРО-сообщества адресовали главному строительному ведомству страны вопрос – каким образом учитывается предел выплат из компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств (который составляет одну четвёртую от общего объёма) в том случае, если член саморегулируемой организации нарушил несколько контрактов с одним и тем же государственным заказчиком? Несёт ли СРО ответственность в пределах одной четвёртой доли средств КФ ОДО по всем нарушенным контрактам или по каждому контракту в отдельности? То есть, возможна ли ситуация, при которой СРО придётся выплатить весь компфонд одному и тому же заказчику? О том, что ответил Минстрой России, читайте в материале нашего добровольного эксперта из Нижнего Новгорода.
***
В своём письме от 6 октября 2023 года № 27032-ОГ/02 Министерство строительства и ЖКХ РФ ссылается на часть 3 статьи 60.1 Градостроительного кодекса РФ, которая устанавливает ограничение по размеру компенсационной выплаты из такого компфонда по одному требованию о возмещении реального ущерба вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом саморегулируемой организации обязательств по договору подряда, заключённому с использованием конкурентных способов, либо вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения членом СРО функций технического заказчика (не более одной четвёртой доли средств КФ ОДО).
Кроме того, отмечается в письме, если ответственность члена саморегулируемой организации за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору подряда, заключённому с использованием конкурентных способов, либо за неисполнение или ненадлежащее исполнение членом СРО функций технического заказчика, застрахована, в соответствии с законодательством Российской Федерации, реальный ущерб, а также неустойку (штраф) по таким договорам возмещается в части, не покрытой страховыми возмещениями (часть 4 статьи 60.1 ГрК РФ).
При этом следует учитывать, что статьёй 96 Федерального закона от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусмотрено предоставление участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта для покрытия возможного ущерба заказчика в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения таким исполнителем соответствующего договора.
Между тем, статьёй 60.1 ГрК РФ установлена только субсидиарная ответственность саморегулируемой организации по обязательствам своего члена, а возмещение ущерба осуществляется в судебном порядке, в соответствии с законодательством Российской Федерации, в случае отказа такого члена СРО самостоятельно удовлетворить требование кредитора (часть 1 статьи 399 Гражданского кодекса РФ).
Таким образом, делает вывод Минстрой, размер компенсационной выплаты из КФ ОДО государственному или муниципальному заказчику, заключившему с использованием конкурентных способов несколько договоров подряда с одним и тем же индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом, являющимся членом саморегулируемой организации, рассчитывается по каждому требованию такого заказчика отдельно, исходя из реального ущерба, а также неустойки (штрафа) по таким договорам, с учётом страхового возмещения, удовлетворённых самостоятельно членом СРО требований по возмещению ущерба такого заказчика, и не может превышать одной четвёртой доли средств компфонда обеспечения договорных обязательств.
Дополнительно ведомство напоминает о возможности пополнения КФ ОДО за счёт дополнительных сборов с членов СРО в срок не более, чем три месяца со дня осуществления выплаты.
Как следует из письма Минстроя, расчёт ведётся по каждому случаю срыва договорных обязательств отдельно, и описанная в запросе ситуация вполне может возникнуть в практике СРО.
Полностью ознакомиться с письмом министерства можно на Форуме о саморегулировании.