Экс-член исключённой из Единого реестра Ассоциации саморегулируемая организация «Профессиональный Строительный Союз» (АСРО «ПСС», ранее имела номер СРО-С-224-03062010) смог в суде добиться от Национального объединения строителей возврата своего взноса в компенсационный фонд. С подробностями – наш добровольный эксперт из города Сафоново Смоленской области.
***
Общество с ограниченной ответственностью «Компания-7» в 2013 году вступило в члены АСРО «ПСС», внеся при вступлении в компенсационный фонд саморегулируемой организации 300.000 рублей. А летом 2017-го Общество подало в СРО уведомление о прекращении членства в связи с переходом в другую саморегулируемую организацию. На основании протокола Совета АСРО «ПСС» членство Общества было прекращено 3 июля 2017 года, после чего в другую саморегулируемую организацию ООО «Компания-7» не вступало.
А в декабре 2021 года сведения об Ассоциации «Профессиональный Строительный Союз» были исключены из Государственного реестра саморегулируемых организаций на основании приказа Ростехнадзора № СП-16. Поэтому в 2022 году ООО «Компания-7» обратилось в НОСТРОЙ с заявлением о возврате ранее внесённого взноса в компенсационный фонд АСРО «ПСС» в размере 300.000 рублей.
Ответным письмом Нацобъединение отказало компании в возврате взноса. Мотивируя своё решение тем, что Общество, якобы, не предоставило платёжных документов, которые бы позволили достоверно установить факт оплаты взноса в компенсационный фонд исключенной СРО. При этом сами платёжки были приложены к заявлению, однако у НОСТРОЙ возникли к ним претензии, поскольку в данные в различных полях платёжного поручения были заполнены текстом с разным размером шрифта, и отформатированы эти данные были по разным краям.
Посчитав отказ в возврате взноса неправомерным, ООО «Компания-7» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с иском к Нацобъединению о взыскании 300.000 рублей, мотивируя свои исковые требования частью 14 статьи 3.3 Федерального закона от 29 декабря 2004 года № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации».
Изучив материалы дела № А40-50754/2023-104-354, суд указал, что в силу этой нормы юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, членство которых в саморегулируемой организации прекращено в соответствии с частью 6 или 7 указанной статьи и которые не вступили в иную СРО, вправе в течение года после 1 июля 2021 года подать заявление в саморегулируемую организацию, членство в которой было прекращено такими лицами в соответствии с настоящей статьёй, о возврате внесённых такими лицами взносов в компенсационный фонд.
Суд отметил, что, согласно части 4 статьи 55.17 ГрК РФ, саморегулируемая организация обязана вести реестр своих членов в составе Единого реестра сведений, где в отношении каждого из членов указывается информация о размере взноса в компфонд, а также информация о дате и основаниях прекращения членства в саморегулируемой организации. На основании данных реестра суд установил, что ООО «Компания-7» внесло в компенсационный фонд СРО 300.000 рублей, а членство Общества в АСРО «ПСС» было прекращено 3 июля 2017 года, и позже компания в члены другой саморегулируемой организации не вступала.
Также суд принял во внимание, что перечисление компанией средств в компенсационный фонд СРО подтверждается платёжным поручением и выпиской по счёту, представленной уполномоченным банком. Эта выписка не была оспорена НОСТРОЙ и позволила суду убедиться в том, что ООО «Компания-7» действительно перевело 300.000 рублей в компенсационный фонд АСРО «ПСС». Поэтому суд счёл обоснованными исковые требования компании к НОСТРОЙ о взыскании 300.000 рублей.
Помимо этого, Общество также просило суд взыскать с ответчика проценты за пользование чужими денежными средствами за период с 15 декабря 2021 года по 3 марта 2023-го в размере 4.869 рублей 86 копеек. Суд отметил, что в определении Верховного Суда РФ от 9 июля 2019 года № 307-ЭС18-22736 указано, что саморегулируемая организация не является в полной мере собственником средств компенсационного фонда, а лишь осуществляет их администрирование.
А в силу пункта 13 статьи 13 Федерального закона № 315-ФЗ, не допускается осуществление выплат из компфонда СРО, за исключением выплат в целях обеспечения имущественной ответственности членов саморегулируемой организации перед потребителями произведенных ими товаров (работ, услуг) и иными лицами, если иное не предусмотрено Федеральным законом.
Поэтому средства КФ по своей правовой природе не являются денежными средствами, принадлежащими «Компании-7». И по смыслу статьи 395 Гражданского кодекса РФ, она не имеет права претендовать на проценты в связи с неправомерным удержанием не принадлежащих ей денежных средств.
Поэтому своим решением суд взыскал с НОСТРОЙ в пользу ООО «Компания-7» ранее внесённый взнос в КФ в размере 300.000 рублей, но отказал во взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами.