Торгово-промышленная палата РФ направила в Минэкономразвития России предложения по исключению избыточных требований при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью СРО. Пока инициативы ТПП касаются саморегулируемых организаций оценщиков, арбитражных управляющих, кадастровых инженеров, а также Национального объединения СРО кадастровых инженеров. Однако не стоит исключать того, что опыт будет учтён и при работе в саморегулировании и строительной отрасли. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из российской столицы.
***
Эксперты ТПП предлагают внести ряд изменений в проект постановления Правительства РФ, который вводит условия применения риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля (надзора) за деятельностью вышеперечисленных сфер саморегулирования.
Как сообщил заместитель председателя совета ТПП РФ по саморегулированию предпринимательской и профессиональной деятельности Александр Селиванов (на снимке – ред.), проект был рассмотрен Палатой с участием представителей сферы саморегулирования и вызвал существенные нарекания. По мнению экспертов, проект вводит необоснованные, формальные критерии отнесения деятельности саморегулируемых организаций к категориям риска и предполагает проведение чрезмерных мероприятий при проведении проверок контролируемых субъектов.
В частности, господин Селиванов указал, что критерии отнесения объектов надзора к категориям низкого, среднего и значительного риска противоречат нормативным правовым актам Правительства РФ. Кроме того, такой подход не учитывает тяжесть потенциальных негативных последствий выявленных нарушений в деятельности саморегулируемых организаций, необходимость проведения необходимого анализа результатов ранее проведённых проверок.
Закреплённая в проекте постановления возможность отнести объект контроля (надзора) к более высокой категории риска при отсутствии чётко установленных критериев позволит дискреционно использовать любое нарушение как формальное основание для ужесточения контрольных (надзорных) требований и несёт в себе коррупциогенную составляющую. Кроме этого, не установлены правила применения индикаторов риска и принятия решения о проведении внеплановых проверок. Права же контролируемых лиц на защиту своих интересов и своевременное обжалование действий (бездействия) и необоснованных решений органа контроля также не предусмотрены.
По мнению Александра Сергеевича, внедрение предусмотренной проектом юридической конструкции приведёт к увеличению числа внеплановых проверок, злоупотреблениям полномочиями при осуществлении федерального государственного надзора, и, как следствие, к повышению нагрузки и давлению на представителей предпринимательского сообщества.
Александр Селиванов отметил, что для исключения таких рисков, Палата предложила устранить существующие в проекте недостатки и пересмотреть категории рисков с учётом комплексного подхода к основаниям для разграничения категорий риска. К низкой категории риска предложено отнести деятельность, в отношении которой выявлены нарушения соблюдения обязательных требований без последующего принятия решения о привлечении к административной ответственности. К средней категории риска – установить факт однократного привлечения к административной ответственности, а к значительной категории риска – выявить факт неоднократного нарушения КоАП РФ.
Остаётся напомнить, что в настоящее время власти не рассматривают возможность скорого внедрения риск-ориентированного подхода в части контроля строительных СРО. Тем не менее, общие тенденции говорят о том, что такая методология в контрольно-надзорной деятельности рассматривается как приоритетная, и со временем будет расширена на максимальное количество сфер. Так что уже сейчас стоит прислушаться и к критическим замечаниям о том, какие проблемы может породить такой подход.