***
Действующая редакция Градостроительного кодекса РФ, особенно в части саморегулирования в строительстве, не в полной мере удовлетворяют сложившимся потребностям в части улучшения правового регулирования деятельности СРО.
Например, декларирование повышения качества и безопасности, без регулирования в достаточной мере конкурентоспособности российского строительного производства через систему строительного саморегулирования не учитывает аспекты потенциальных возможностей организационной деятельности как самих СРО, определяющих приоритеты, полномочия, функции и направления деятельности гармонично интегрированные в градостроительные правоотношения, так и их (некоммерческих организаций – строительных саморегулируемых Союзов и Ассоциаций) взаимодействия с уполномоченным органом исполнительной власти в лице Ростехнадзора.
Конечно же, Национальное объединение строителей хоть и само выступает регулятором в отношениях со своими членами, но к исключительной цели повышения качества и безопасности в строительстве посредством управления реестром специалистов и членов СРО такой уважаемой организации продвинуться сложно.
Также актуален вопрос об отсутствии в действующей редакции ГрК РФ определения формы общественных финансов, аккумулированных саморегулируемыми организациями в виде «компенсационных фондов» с соответствующим порядком их формирования, учёта и использования, в том числе на цели соответствующие методологии саморегулирования.
Решение данной задачи позволит улучшить ситуацию в стране с «долгостроями», в полной мере устранит проблему обманутых дольщиков на территории России, кардинально улучшит ситуацию на рынке капитального ремонта объектов многоквартирного хозяйства, поскольку только саморегулируемая организация может реально:
- установить меры дисциплинарного воздействия в отношении своих членов за нарушение требований стандартов и правил и запрет на осуществление деятельности в ущерб иным субъектам предпринимательской или профессиональной деятельности;
- препятствовать недобросовестной конкуренции и совершению действий, причиняющих моральный вред и ущерб потребителям товаров и деловой репутации непосредственно самой саморегулируемой организации и её членам;
- мотивировать субъекты предпринимательской деятельности в строительстве более ответственнее относиться к кадровой политике, организации качественного и эффективного труда.
Влияние муниципально-частно-государственного партнёрства необходимо распространить и на действующую систему ценообразования в строительстве, что позволит реализовать качественный скачок производительности труда в строительном производстве, снизить себестоимость, качественно отрегулировать ценообразование. Объективности ради, здесь необходимо подчеркнуть, что очень многое для этого уже сделано и делается.
Качественное регулирование ценообразования строительного производства – основа конкурентоспособности российской экономики, позволяющее в жёстких современных монетаристских условиях влиять на достижение высокой конкурентоспособности российской экономики и её модернизации. Эта масштабная национальная задача стратегического характера, реализация которой c использованием системы саморегулирования, – поставит страну в ряд наиболее экономически развитых стран.
Если подумать и решиться на то, что в настоящее время имеется достаточно большой потенциал для развития системы саморегулирования, а имеющиеся конструктивные предложения и вовсе не реализованы, то следует через текущие результаты последних двух лет сосредоточить внимание ещё на следующее.
При внимательном рассмотрении вопросов актуализации системы независимой оценки квалификации, в настоящий момент назрела необходимость с использованием сил профессионального сообщества:
- подготовить:
– минимальные требования к допуску для выполнения нового Перечня видов работ влияющих на безопасность объектов капитального строительства.
- усилить основную роль СРО, а именно, восстановить:
– систему допуска организаций на строительные площадки и подтверждения их квалификации.
- внедрить реальный механизм ответственности СРО путём создания объективной оценки подтверждения компетенций своих членов, информация о которых включена в Единый реестр членов СРО, а именно:
– СРО, подтвердившее способность своего члена выполнить соответствующие виды и объёмы работ будет нести конкретную определённую ответственность за исполнение договоров и будет являться в этом механизме третьей стороной, что позволит ей реально включиться в контроль исполнения обязательств;
– если СРО не подтвердила компетентность своего члена, а заказчик заключил с этой организацией договор, то СРО ответственности не несёт.
Такая практика будет способствовать значительному повышению роли и значимости системы саморегулирования и позволит решить в России масштабную национальную задачу стратегического характера.