В российской столице состоялась конференция «Наставничество в рабочих профессиях». Мероприятие было посвящено государственным инициативам, направленным на развитие системы наставничества, и лучшим практикам наставничества на предприятиях. Его организаторами выступили Национальное агентство развития квалификаций (НАРК) и компания «Мособлгаз». Со своими предложениями к участникам обратились представители Национального объединения изыскателей и проектировщиков. С подробностями – наш добровольный московский эксперт.
***
На сегодня наставничество считается одной из наиболее эффективных кадровых технологий, которая позволяет управлять знаниями и распространять их, а также способствует быстрой адаптации работников, которые впервые занимают ту или иную должность в компании.
Обращаясь к участникам мероприятия, генеральный директор НАРК Артём Шадрин рассказал, что миссия Агентства заключается как раз в том, чтобы максимально приблизить систему подготовки кадров к требованиям рынка труда. Это означает не только актуализацию образовательных программ вузов и колледжей, но и обеспечение практического участия представителей предприятий в образовательной деятельности, чтобы выпускники были максимально готовы к рабочему процессу.
«Наставники находятся на стыке выполнения двух задач. Первая – это адаптация новых специалистов на предприятии для быстрого и эффективного включения в рабочий процесс. Вторая – работа с потенциальными будущими сотрудниками предприятия на этапе прохождениям ими производственной практики или стажировки, когда они служат «лицом предприятия» от которого во многом зависит успешность их возможного рекрутинга», – отметил господин Шадрин. Он также подчеркнул, что наставник играет большую роль в передаче новым поколениям работников корпоративной культуры на производстве.
В свою очередь, заместитель руководителя Аппарата Национального объединения изыскателей и проектировщиков Надежда Прокопьева выступила с докладом, в котором предложила включить трудовую функцию наставничества в обязательные профессиональные стандарты на самых высоких уровнях квалификации.
Госпожа Прокопьева напомнила, что Нацобъединения (НОСТРОЙ и НОПРИЗ) ведут Национальные реестры специалистов в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и капитального строительства, которые объединяют порядка 400.000 ведущих специалистов строительной отрасли. Именно они должны взять на себя функцию наставничества, чтобы передавать свои знания и свой профессиональный опыт подрастающему поколению.
Идею поддержала модератор конференции, заместитель генерального директора НАРК Алла Факторович. Она добавила, что правильным решением будет разработать единый сквозной стандарт и уже на уровне квалификации учитывать совмещение компетенций по основной профильной работе и непосредственно наставничество.
Об инициативах Координационного совета Министерства просвещения РФ по наставничеству рассказал заместитель начальника отдела развития опережающей подготовки и обучения департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения Роман Ласточкин. Он отметил, что по итогам первого заседания Координационного совета было принято решение о работе по четырём направлениям, которые должны стать реализованными задачами года педагога и наставника. Это – разработка предложений в Федеральный закон «О наставничестве» для законодательного урегулирования института наставничества, разработка проекта профессионального стандарта «Наставник», создание Ассоциации наставников, а также проработка вопросов по системе мотивации наставников.
Кроме того, на Координационном совете были выявлены три основных блока, по которым можно разделить наставничество. Первый – это наставничество на рабочем месте – на производстве или предприятии; второй – наставничество в образовании, и третий – это наставничество в сфере воспитания и социализации. Те инициативы, которые будут заложены в этом году, продолжат своё существование в последующие годы в любом случае.
Также на площадке конференции состоялись мастер-классы «Работа наставника на демонстрационном экзамене слесарей. Техническое обслуживание внутридомового газового оборудования», «Практическое применение стандартных операционных процедур и 4-шагового метода обучения», «Взаимодействие наставника и стажёра при проведении сварочных работ (полимерные трубопроводы)».
Мероприятие прошло в очно-дистанционном формате на площадке учебно-курсового комбината АО «Мособлгаз». Предложения, прозвучавшие в ходе конференции, будут систематизированы в итоговую резолюцию для передачи в Минпросвещения России.