***
Совсем недавно, а именно 5 мая этого года в данный документ были внесены весьма важные изменения и дополнения:
- Приказ распространяется на соблюдение законности в рамках закупок по Федеральным законам № 44-ФЗ и № 223-ФЗ, а также, конечно же, по постановлению Правительства РФ № 615.
- Предписывается во взаимодействии с уполномоченными органами поставить на контроль вопросы исполнения законов при осуществлении закупок в рамках реализации национальных проектов, государственных и муниципальных программ, государственного оборонного заказа, обратить особое внимание на социально значимые сферы здравоохранения, жилищно-коммунального и топливно-энергетического комплексов, транспорта, градостроительства, образования и культуры.
- Во взаимодействии с органами Росфинмониторинга, Федерального казначейства, а также с федеральными структурами, как ФНС, ФАС, МВД и ФСБ выявлять наличие среди контрагентов организаций, не имеющих необходимой материальной базы и трудовых ресурсов для исполнения их условий, фирм-однодневок и номинальных фирм-посредников, аффилированных с заказчиком юридических и физических лиц.
- Принимать исчерпывающие меры реагирования по фактам нарушений сроков исполнения контрактов и иных предусмотренных ими обязательств; неосуществления заказчиком и уполномоченными органами надлежащего контроля (надзора).
- Тщательно проверять реальность исполнения заключённых и оплаченных государственных и муниципальных контрактов.
- Активно использовать полномочия по обращению в суд с исками и заявлениями, направленными на устранение нарушений в сфере закупок, возмещение виновными лицами причинённого ущерба, привлечение их к ответственности, в том числе в ходе расследования уголовных дел. В целях обеспечения законности вступать в рассмотрение судами дел обозначенной категории.
- Наладить взаимодействие с институтами гражданского общества, независимыми экспертами и экспертными организациями, в том числе некоммерческими, в целях выявления коррупциогенных факторов в закупочных процедурах, а также для предотвращения иных нарушений требований законодательства к проведению закупок.
- Главному гражданско-судебному управлению проводить анализ практики участия прокуроров в рассмотрении судами, арбитражными судами дел, связанных с исполнением законов в сфере закупок.
Что касается юрлиц. Тоже активное участие прокуратуры не исключено. Во-первых, есть интересы государства, да и госзаказчики бывают не только небольшими, но и не содержат в штатах нужных специалистов (например, школы, детские сады). А значит, это во-вторых, и тут прокуратура обязана будет идти в суд в защиту их интересов по ущербу.
Из положительного для СРО – это то, что органы прокуратуры должны наладить с саморегуляторами взаимоотношения как с экспертами. И действительно, СРО могут во многом помочь прокурорам, да и своим членам. И, возможно, практика при том же неотработанном авансе, когда его взыскивают из компенсационного фонда СРО, поменяется. Опять же будут вскрываться уголовно направленные деяния отдельных членов СРО, потому что саморегуляторы не в праве это выявить. И тут с уверенностью можно заявить, что СРО не должна возмещать ущерб, причинённый преступными действиями её членов.
Остаётся СРО-сообществу научиться правильно применять данный приказ и наладить взаимодействие с органами прокуратуры на местах.