Распечатано с портала ЗаНоСтрой.РФ (zanostroy.ru)

/ Новости / 2023 / 03 / 06 /
Опубликовано: 06 марта 2023 в 13:31
0    1767

Директору СРО – на заметку! Как будет происходить цифровизация и какие выгоды от её внедрения получат компании строительной отрасли

Цифровизация стройки в России повлечёт за собой серьёзные изменения в отрасли. И эти перемены достаточно близки, поскольку, в соответствии с Федеральным законом № 214 «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов», с 1 июля 2024 года застройщики МКД будут применять BIM-технологии. До этого момента остаётся уже немногим более года. Как же будет происходить цифровизация строительства в нашей стране? Ответ на это вопрос искал наш добровольный эксперт из подмосковного Красногорска.

***

Первым этапом будет принятие со стороны руководителей строительных компаний того факта, что переход на «цифру» неотвратим. Разговоры об использовании BIM-технологий в нашей стране ведутся уже давно, и первоначально определённый срок их внедрения государство перенесло на 1 июля 2024-го. Логично предположить, что это дата меняться уже не будет. А значит, к этому моменту большинству строительных компаний нужно быть готовым к использованию технологий информационного моделирования.

Однако осознание необходимости предстоящих изменений вовсе не делает их внедрение тем делом, которым бы хотелось немедленно заняться. Предположим, что большинство руководителей строительных компаний рассматривают внедрение «цифры» в свой бизнес как обязаловку, которую зачем-то требует государство.

На самом деле в цифровизации строительства заложен серьёзный потенциал, который позволяет строителям сделать свой бизнес более прибыльным. Это достигается за счёт снижения издержек, повышения эффективности труда и тщательным контролем за всем происходящим на стройплощадке.

Прежде всего, цифровизация упрощает работу с документами, и поиск информации как внутри компании, так и между её подрядчиками. По статистике, «неоцифрованные» компании 80% времени тратят на поиск необходимых данных, и лишь 20% времени остаётся на обработку этих данных и принятие управленческого решения.

При внедрении цифровизации соотношение обратное. Поэтому остаётся гораздо больше времени на осмысление информации для последующего принятия решения. Поэтому и решения будут более эффективными, и это будет способствовать прибыльности бизнеса.

Цифровизация подразумевает постоянный и объективный контроль всего того, что происходит на строительной площадке. Ряд видеокамер и простых датчиков вкупе с интернетом вещей дают менеджменту компании возможность создать очень точного «виртуального прораба», который следит за стройкой 24х7. Он помогает резко снизить непредвиденные расходы и контролирует сроки выполнения работ.

Используемое программное обеспечение способно делать определённые прогнозы с учётом средних сроков выполнения работ на площадке. И может предупреждать менеджмент о том, что необходим подвоз на стройплощадку тех или иных материалов. Это способствует сокращению простоев на объекте.

И если руководитель стройкомпании понимает, что грядущие изменения способны принести бизнесу реальную пользу, то и отношение к внедрению «цифры» будет уже значительно более позитивным. С подобной позиции стоит уже переходить на этап стратегического планирования цифровизации своей компании.

Вероятно, эту работу будет проводить руководство строительной компании совместно с директором IT-отдела. Здесь прежде стоит изучить информацию по теме, чтобы затем ответить на несколько ключевых вопросов:
  1. Что мы намерены сделать?
  2. Какое программное обеспечение, представленное на рынке, способно решить нашу задачу?
  3. Какие дополнительные функции сверх тех, что требуются по 214-ФЗ, нам нужны в составе программного обеспечения?
  4. Сколько стоит этот софт?
Чёткое описание задачи поможет в её эффективном решении. При ответе на второй вопрос стоит подготовить список доступных претендентов, часть которых отсеется при обсуждении третьего вопроса.

Требуемый законом с 1 июля 2024 года блок технологии информационного моделирования зданий будет основным модулем, которые вначале установят у себя застройщики. При этом обязательно стоит предусмотреть, чтобы к этому блоку могли при необходимости бесшовно подключаться и другие модули того же производителя программного обеспечения.

Ведь BIM-технология для компании будет эффективной лишь тогда, когда будет контроль с помощью «цифры» происходящего на стройке, аккумулирование этих данных для формирования отчётов, которые позволят выявить узкие места и сформируют рекомендации относительно ближайших шагов для эффективного продолжения строительства.

Поэтому довольно скоро к стартовому модулю BIM-моделирования захочется подключить программный модуль, который анализирует карточки идентификации рабочих, чтобы знать количество людей на площадке, их передвижение по объекту, и статистику по типам работ за час, день, месяц. Затем – блок, который на основе изображений с IP-камер позволяет мониторить события на строке, и контролировать выполнение правил безопасности. И так далее.

Тем самым выбранное программное обеспечение должно иметь возможность легко масштабироваться в зависимости от возникающих задач. Отсюда следует простой вывод.

Разумно при выборе ПО для цифровизации обращать внимание на крупных вендоров, которые предлагают программное обеспечение с очень широким спектром решаемых задач. В противном случае, обращаясь к небольшому игроку за решением одной узкоспециальной текущей задачи, со временем появится риск превратить используемое компанией ПО в настоящее «лоскутное одеяло».

К первоначальному узкоспециальному модулю затем будут приобретаться другие, которые нужно будет доделывать и «допиливать», вместе они начнут сбоить и глючить, что принесёт компании вместо выгоды от цифровизации серьёзную головную боль. Поэтому надо выбирать крупного вендора с широкой линейкой софта для цифровизации строительства.

После выбора нескольких финалистов стоит попросить компании о тестовых инсталляциях, чтобы проверить, насколько предложенное ПО отвечает потребностям компании. И провести тендер для определения победителя.

Далее следует этап внедрения. На этом этапе будет очень не лишней помощь и обучение работе с ПО со стороны поставщика. Поэтому вопрос о послепродажном обслуживании и обучении сотрудников нужно обязательно обсуждать с вендорами на этапе выбора решения для цифровизации компании.

Наконец, этап эксплуатации. Компания использует софт для получения выгод от цифровизации. На этом этапе также подключаются и дополнительные модули, если у девелопера появляется в этом необходимость.


Войдите, чтобы оставить комментарий.

Удастся ли по результатам круглого стола СРО АСО ПОСО внести спасительные для КФ изменения в законодательство?
Последние комментарии