Опубликованное на сайте Ассоциации саморегулируемая организация «Ивановское Объединение Строителей» (Ассоциация СРО «ИОС», СРО-С-114-16122009) письмо главного финансового ведомства страны подтверждает правомерность отказа в рассмотрении жалоб участников закупки, не обладающих специальной правоспособностью. С подробностями – наш добровольный эксперт из Иваново.
***
Недавно Ассоциация СРО «ИОС» разместила на своём официальном сайте информационное письмо Министерства финансов РФ от 20 октября 2023 года № 24-01-07/100177, направленное участникам контрактной системы в сфере закупок. В ответ на поступающие в Минфин вопросы о подаче, в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», жалоб на действия (бездействие) субъектов контроля ведомство сообщило, что при отсутствии у участника закупки специальной правоспособности отказ в приёме жалоб обоснован.
В письме отмечается, что если объектом закупки является товар, работа, услуга, для поставки которого, выполнения, оказания которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), членство в СРО или получение свидетельства саморегулируемой организации о допуске к определённому виду работ, то участником такой закупки, с учётом положений Гражданского кодекса РФ, пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, может являться исключительно участник закупки, получивший в установленном порядке такое разрешение (лицензию), либо вступивший в СРО или получивший свидетельство саморегулируемой организации о допуске к определённому виду работ.
Права и законные интересы участника закупки, не обладающего соответствующей специальной правоспособностью, не могут быть нарушены действиями (бездействием) субъекта контроля при осуществлении закупки, для участия в которой, в соответствии с законодательством Российской Федерации, необходимо наличие соответствующего разрешения (лицензии), вступление в саморегулируемую организацию или получение свидетельства СРО о допуске к определённому виду работ, поскольку такой участник не вправе осуществлять поставку товара, выполнять работу, оказывать услугу, являющуюся объектом закупки.
Таким образом, отсутствие у участника закупки специальной правоспособности является основанием для отказа (на основании подпункта «а» пункта 2 части 8 статьи 105 по причине подачи жалобы с нарушением части 1 статьи 105 всё того же 44-ФЗ) контрольным органом в сфере закупок в принятии к рассмотрению по существу жалобы в отношении закупки, при осуществлении которой участники закупки должны обладать специальной правоспособностью.
Градостроительным кодексом РФ установлено, что работы по договорам подряда на выполнение инженерных изысканий, по договорам подряда на подготовку проектной документации, по договорам строительного подряда должны по общему правилу выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области инженерных изысканий, в области архитектурно-строительного проектирования, в области строительства, соответственно, с учётом требований к размерам взносов в компенсационные фонды саморегулируемых организаций, в зависимости от уровня ответственности, согласно статьи 55.16 ГрК РФ.
В этой связи Минфин подчёркивает, что, с учётом положения пункта 1 части 1 статьи 31 Федерального закона № 44-ФЗ, участником закупки работ по выполнению инженерных изысканий, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства может являться исключительно участник закупки из числа состоящих в соответствующей саморегулируемой организации индивидуальных предпринимателей или юридических лиц – за исключением случаев, при которых, в соответствии с ГрК РФ, членство в такой СРО не требуется.
При этом ведомство указывает, что в ряде случаев требование о вступлении в саморегулируемую организацию неправомерно включено в закупочную документацию. Соответственно, при отклонении жалобы на этапе первичной экспертизы контрольному органу в сфере закупок предлагается рассматривать любые признаки неправомерного установления заказчиком требования о вступлении в СРО, независимо от претензий, изложенных в жалобе.