Вчера, 18 октября в Санкт-Петербурге в рамках деловой программы Международного строительного чемпионата состоялся круглый стол Национального объединения изыскателей и проектировщиков «Преемственность профессии «Архитектор» – школа, колледж, вуз», организованный совместно с РААСН и Российским Союзом строителей. Модераторами от НОПРИЗ выступили его вице-президенты Алексей Воронцов и Азарий Лапидус, а также заместитель руководителя Аппарата Надежда Прокопьева. Об этом сообщили наши коллеги из пресс-службы Нацобъединения.
Алексей Воронцов зачитал приветственное слово от имени президента НОПРИЗ Анвара Шамузафарова. В приветственном слове Анвар Шамухамедович подчеркнул, что одной из важнейших для строительной отрасли тем является повышение качества подготовки кадров и формирование цифровых компетенций у выпускников вузов и слушателей программ ДПО.
НОПРИЗ вместе с Советом по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования работает над развитием системы квалификаций в архитектурной деятельности, разрабатывает и актуализирует профессиональные стандарты, оценочные средства и другие методические материалы для проведения независимой оценки квалификации. В инициативном порядке была создана линейка профессиональных стандартов для архитекторов, которая отражает специализацию профессии. Уже утверждены Минюстом России и активно используются архитектурным сообществом и ведущими вузами России такие профессиональные стандарты, как «Архитектор», «Ландшафтный архитектор», «Архитектор-реставратор» и «Архитектор-дизайнер». На прошлой неделе комитет НОПРИЗ по архитектуре и градостроительству одобрил проект профессионального стандарта «Архитектор-градостроитель», который после всех формальных процедур тоже станет частью данной линейки. Сегодня в архитектурной практике огромное значение приобретает использование технологий информационного моделирования.
Особое внимание НОПРИЗ уделяет распространению передового опыта в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и градостроительной деятельности, а также повышению престижа и популяризации отраслевых профессий, сохранению преемственности поколений в отечественной архитектурной школе.
Для успешного решения поставленных перед строительной отраслью задач крайне важно возродить систему непрерывного последовательного профессионального архитектурного образования через специализированные школы, училища и вузы, внедрив в неё механизм государственной итоговой аттестации, совмещенной с процедурой независимой оценки квалификации. Часть этих задач НОПРИЗ уже реализует совместно с постоянными партнёрами: например, в НИУ МГСУ, Новгородском строительном колледже, Красноярском строительном техникуме и Екатеринбургском колледже строительства, архитектуры и предпринимательства уже не первый год выпускники проходят процедуру ГИА-НОК на соответствующем уровне квалификаций; 45 выпускников колледжей, сдавших экзамен, уже внесены в государственный реестр независимой оценки квалификации.
Не менее важным вопросом остается прохождение производственных практик и стажировок, начиная с первых курсов обучения, для введения студентов в профессию. В ряде вузов-партнёров НОПРИЗ такие механизмы уже работают, а в некоторых из них созданы и успешно выполняют свои функции вузовские производственные и инжиниринговые центры, которые привлекают молодежь к выполнению заказов. Глубокое вовлечение студентов в профессию даёт возможность подтвердить уровень компетенций выпускников и упростить их дальнейшее трудоустройство.
Алексей Воронцов обратил внимание на сохранение традиций и внедрение инноваций в архитектурном образовании, в частности в фундаментальных исторически сложившихся направлениях подготовки – «Градостроительство», «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия». По этому вопросу НОПРИЗ активно взаимодействует с РААСН, а также с ведущей архитектурной школой России – МАРХИ – и её ректором Дмитрием Швидковским. Преемственности в профессии, в том числе, способствует проводимый НОПРИЗ Международный конкурс на лучший проект, активное участие в котором принимают студенты МАРХИ.
Надежда Прокопьева напомнила, что НОПРИЗ сотрудничает с ведущими профильными вузами и колледжами России также в рамках отраслевого консорциума «Строительство и архитектура» и отраслевого консорциума среднего профессионального образования в сфере строительства. Совместно проводится масштабная работа по обновлению образовательных стандартов и программ обучения, а также по совершенствованию научно-методического обеспечения инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
Ректор МАРХИ, президент РААСН Дмитрий Швидковский поблагодарил НОПРИЗ за совместную деятельность, включая разработку профстандартов и поправок в Градостроительный кодекс РФ. Он рассказал о преимуществах стандарта «Архитектор», принятого в 1933 году, и нового одноименного профстандарта, по которым сегодня работают вузы. Была отмечена абсолютная универсальность профессии архитектора, заложенная стандартом 1933 года, что предполагало наличие обширных умений у архитектора, включая владение рисунком и объемно-пространным мышлением в целом. Учитывая это, при разработке действующего профстандарта «Архитектор» не представлялось возможным взять за образец европейские стандарты. В работе над проектом образовательного стандарта «Архитектор» участвовало 26 российских архитектурных вузов, были учтены все требования времени, включая двухступенчатую систему высшего образования – бакалавриат и магистратура. Дмитрий Олегович подчеркнул, что магистратура набирает популярность во многом за счёт специализации (храмовое зодчество, военная, медицинская архитектура и так далее).
Председатель правления организации «Российские студенческие отряды», заместитель председателя комитета Государственной Думы по молодежной политике Михаил Киселёв указал на две важные вещи, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. Это ориентация на пользу и максимальный комфорт для людей (пандусы, велодорожки, пространства для свободного передвижения на колясках и другие); а также прямое общение архитектора с учениками школ. Господин Киселев обратил внимание на то, что с сентября 2023 года во всех российских школах внедрена единая модель профориентации «Россия – мои горизонты», она же – «Билет в будущее». Занятия учеников с профессионалами разных направлений деятельности проходят в школах по четвергам в 6-11-х классах. Курс внеурочной деятельности нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда. По мнению спикера, архитекторы должны принимать активное участие в реализации данной программы, заинтересовать школьников своей профессией, привлекая в архитектурные вузы уже со школьной скамьи.
Об опыте работы детской школы искусств архитектурно-художественного профиля «СТАРТ» рассказала её директор Татевик Сафразбекян. Она презентовала опыт работы школы искусств, которая находится в тесном диалоге с сузами и вузами, отметив, что 80 процентов выпускников школы «СТАРТ» связывают свою дальнейшую учётную и профессиональную деятельность с архитектурой и искусством.
Руководитель рабочей группы по разработке программ опережающей подготовки кадров ФУМО 07.00.00 «Архитектура» Марина Нельмина выступила с докладом о современных подходах к подготовке специалистов- архитекторов по образовательным программам среднего профессионального образования. Она отметила, что новый профстандарт «Архитектор», начиная с 5-го уровня (среднее образование) стал более практикоориентированным, что позволяет выпускникам архитектурных колледжей сразу идти в профессию.
Азарий Лапидус отметил, что с 2023 года в МГСУ работает институт «Архитектуры и градостроительства», готовящий выпускников по трем специализациям: архитектура, градостроительство и реконструкция и реставрация культурного наследия.
О реализации концепции непрерывного архитектурного образования в СПбГАСУ рассказал проректор по учебной работе СПбГАСУ Сергей Михайлов. Спикер отметил важную роль профориентационной деятельности вуза, начиная с архитектурных и инженерных классов в школе, учреждения именной стипендии «Грант первокурсника», ведения творческих мастерских.
Ректор МИТУ-МАСИ Светлана Забелина представила опыт интеграции ГИА НОК в итоговую аттестацию как инструмент вхождения в профессию и рассказала об образовательном проекте «MOSТИМ-Бюро» Центра компетенций департамента строительства города Москвы. На базе университета МИТУ-МАСИ создана студенческая проектная группа по применению технологий информационного моделирования в строительных проектах, работа ведется преимущественно с применением отечественного программного обеспечения.
Участники конференции также рассмотрели наполнение государственного информационного ресурса «Справочник профессий» и приоритетные темы развития связки «школа-ссуз-вуз».
Участие в работе круглого стола от НОПРИЗ приняли вице-президент Александр Гримитлин, член Совета Игорь Белов, координатор по УФО Михаил Проскурнин, координатор по СФО Максим Федорченко, координатор по ПФО Ирина Мигачёва.
На круглом столе НОПРИЗ обсудили важность возрождения системы непрерывного последовательного профессионального архитектурного образования
Вчера, 18 октября в Санкт-Петербурге в рамках деловой программы Международного строительного чемпионата состоялся круглый стол Национального объединения изыскателей и проектировщиков «Преемственность профессии «Архитектор» – школа, колледж, вуз», организованный совместно с РААСН и Российским Союзом строителей. Модераторами от НОПРИЗ выступили его вице-президенты Алексей Воронцов и Азарий Лапидус, а также заместитель руководителя Аппарата Надежда Прокопьева. Об этом сообщили наши коллеги из пресс-службы Нацобъединения.
Алексей Воронцов зачитал приветственное слово от имени президента НОПРИЗ Анвара Шамузафарова. В приветственном слове Анвар Шамухамедович подчеркнул, что одной из важнейших для строительной отрасли тем является повышение качества подготовки кадров и формирование цифровых компетенций у выпускников вузов и слушателей программ ДПО.
НОПРИЗ вместе с Советом по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования работает над развитием системы квалификаций в архитектурной деятельности, разрабатывает и актуализирует профессиональные стандарты, оценочные средства и другие методические материалы для проведения независимой оценки квалификации. В инициативном порядке была создана линейка профессиональных стандартов для архитекторов, которая отражает специализацию профессии. Уже утверждены Минюстом России и активно используются архитектурным сообществом и ведущими вузами России такие профессиональные стандарты, как «Архитектор», «Ландшафтный архитектор», «Архитектор-реставратор» и «Архитектор-дизайнер». На прошлой неделе комитет НОПРИЗ по архитектуре и градостроительству одобрил проект профессионального стандарта «Архитектор-градостроитель», который после всех формальных процедур тоже станет частью данной линейки. Сегодня в архитектурной практике огромное значение приобретает использование технологий информационного моделирования.
Особое внимание НОПРИЗ уделяет распространению передового опыта в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и градостроительной деятельности, а также повышению престижа и популяризации отраслевых профессий, сохранению преемственности поколений в отечественной архитектурной школе.
Для успешного решения поставленных перед строительной отраслью задач крайне важно возродить систему непрерывного последовательного профессионального архитектурного образования через специализированные школы, училища и вузы, внедрив в неё механизм государственной итоговой аттестации, совмещенной с процедурой независимой оценки квалификации. Часть этих задач НОПРИЗ уже реализует совместно с постоянными партнёрами: например, в НИУ МГСУ, Новгородском строительном колледже, Красноярском строительном техникуме и Екатеринбургском колледже строительства, архитектуры и предпринимательства уже не первый год выпускники проходят процедуру ГИА-НОК на соответствующем уровне квалификаций; 45 выпускников колледжей, сдавших экзамен, уже внесены в государственный реестр независимой оценки квалификации.
Не менее важным вопросом остается прохождение производственных практик и стажировок, начиная с первых курсов обучения, для введения студентов в профессию. В ряде вузов-партнёров НОПРИЗ такие механизмы уже работают, а в некоторых из них созданы и успешно выполняют свои функции вузовские производственные и инжиниринговые центры, которые привлекают молодежь к выполнению заказов. Глубокое вовлечение студентов в профессию даёт возможность подтвердить уровень компетенций выпускников и упростить их дальнейшее трудоустройство.
Алексей Воронцов обратил внимание на сохранение традиций и внедрение инноваций в архитектурном образовании, в частности в фундаментальных исторически сложившихся направлениях подготовки – «Градостроительство», «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия». По этому вопросу НОПРИЗ активно взаимодействует с РААСН, а также с ведущей архитектурной школой России – МАРХИ – и её ректором Дмитрием Швидковским. Преемственности в профессии, в том числе, способствует проводимый НОПРИЗ Международный конкурс на лучший проект, активное участие в котором принимают студенты МАРХИ.
Надежда Прокопьева напомнила, что НОПРИЗ сотрудничает с ведущими профильными вузами и колледжами России также в рамках отраслевого консорциума «Строительство и архитектура» и отраслевого консорциума среднего профессионального образования в сфере строительства. Совместно проводится масштабная работа по обновлению образовательных стандартов и программ обучения, а также по совершенствованию научно-методического обеспечения инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
Ректор МАРХИ, президент РААСН Дмитрий Швидковский поблагодарил НОПРИЗ за совместную деятельность, включая разработку профстандартов и поправок в Градостроительный кодекс РФ. Он рассказал о преимуществах стандарта «Архитектор», принятого в 1933 году, и нового одноименного профстандарта, по которым сегодня работают вузы. Была отмечена абсолютная универсальность профессии архитектора, заложенная стандартом 1933 года, что предполагало наличие обширных умений у архитектора, включая владение рисунком и объемно-пространным мышлением в целом. Учитывая это, при разработке действующего профстандарта «Архитектор» не представлялось возможным взять за образец европейские стандарты. В работе над проектом образовательного стандарта «Архитектор» участвовало 26 российских архитектурных вузов, были учтены все требования времени, включая двухступенчатую систему высшего образования – бакалавриат и магистратура. Дмитрий Олегович подчеркнул, что магистратура набирает популярность во многом за счёт специализации (храмовое зодчество, военная, медицинская архитектура и так далее).
Председатель правления организации «Российские студенческие отряды», заместитель председателя комитета Государственной Думы по молодежной политике Михаил Киселёв указал на две важные вещи, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. Это ориентация на пользу и максимальный комфорт для людей (пандусы, велодорожки, пространства для свободного передвижения на колясках и другие); а также прямое общение архитектора с учениками школ. Господин Киселев обратил внимание на то, что с сентября 2023 года во всех российских школах внедрена единая модель профориентации «Россия – мои горизонты», она же – «Билет в будущее». Занятия учеников с профессионалами разных направлений деятельности проходят в школах по четвергам в 6-11-х классах. Курс внеурочной деятельности нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда. По мнению спикера, архитекторы должны принимать активное участие в реализации данной программы, заинтересовать школьников своей профессией, привлекая в архитектурные вузы уже со школьной скамьи.
Об опыте работы детской школы искусств архитектурно-художественного профиля «СТАРТ» рассказала её директор Татевик Сафразбекян. Она презентовала опыт работы школы искусств, которая находится в тесном диалоге с сузами и вузами, отметив, что 80 процентов выпускников школы «СТАРТ» связывают свою дальнейшую учётную и профессиональную деятельность с архитектурой и искусством.
Руководитель рабочей группы по разработке программ опережающей подготовки кадров ФУМО 07.00.00 «Архитектура» Марина Нельмина выступила с докладом о современных подходах к подготовке специалистов- архитекторов по образовательным программам среднего профессионального образования. Она отметила, что новый профстандарт «Архитектор», начиная с 5-го уровня (среднее образование) стал более практикоориентированным, что позволяет выпускникам архитектурных колледжей сразу идти в профессию.
Азарий Лапидус отметил, что с 2023 года в МГСУ работает институт «Архитектуры и градостроительства», готовящий выпускников по трем специализациям: архитектура, градостроительство и реконструкция и реставрация культурного наследия.
О реализации концепции непрерывного архитектурного образования в СПбГАСУ рассказал проректор по учебной работе СПбГАСУ Сергей Михайлов. Спикер отметил важную роль профориентационной деятельности вуза, начиная с архитектурных и инженерных классов в школе, учреждения именной стипендии «Грант первокурсника», ведения творческих мастерских.
Ректор МИТУ-МАСИ Светлана Забелина представила опыт интеграции ГИА НОК в итоговую аттестацию как инструмент вхождения в профессию и рассказала об образовательном проекте «MOSТИМ-Бюро» Центра компетенций департамента строительства города Москвы. На базе университета МИТУ-МАСИ создана студенческая проектная группа по применению технологий информационного моделирования в строительных проектах, работа ведется преимущественно с применением отечественного программного обеспечения.
Участники конференции также рассмотрели наполнение государственного информационного ресурса «Справочник профессий» и приоритетные темы развития связки «школа-ссуз-вуз».
Участие в работе круглого стола от НОПРИЗ приняли вице-президент Александр Гримитлин, член Совета Игорь Белов, координатор по УФО Михаил Проскурнин, координатор по СФО Максим Федорченко, координатор по ПФО Ирина Мигачёва.
Алексей Воронцов зачитал приветственное слово от имени президента НОПРИЗ Анвара Шамузафарова. В приветственном слове Анвар Шамухамедович подчеркнул, что одной из важнейших для строительной отрасли тем является повышение качества подготовки кадров и формирование цифровых компетенций у выпускников вузов и слушателей программ ДПО.
НОПРИЗ вместе с Советом по профессиональным квалификациям в области инженерных изысканий, градостроительства, архитектурно-строительного проектирования работает над развитием системы квалификаций в архитектурной деятельности, разрабатывает и актуализирует профессиональные стандарты, оценочные средства и другие методические материалы для проведения независимой оценки квалификации. В инициативном порядке была создана линейка профессиональных стандартов для архитекторов, которая отражает специализацию профессии. Уже утверждены Минюстом России и активно используются архитектурным сообществом и ведущими вузами России такие профессиональные стандарты, как «Архитектор», «Ландшафтный архитектор», «Архитектор-реставратор» и «Архитектор-дизайнер». На прошлой неделе комитет НОПРИЗ по архитектуре и градостроительству одобрил проект профессионального стандарта «Архитектор-градостроитель», который после всех формальных процедур тоже станет частью данной линейки. Сегодня в архитектурной практике огромное значение приобретает использование технологий информационного моделирования.
Особое внимание НОПРИЗ уделяет распространению передового опыта в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования и градостроительной деятельности, а также повышению престижа и популяризации отраслевых профессий, сохранению преемственности поколений в отечественной архитектурной школе.
Для успешного решения поставленных перед строительной отраслью задач крайне важно возродить систему непрерывного последовательного профессионального архитектурного образования через специализированные школы, училища и вузы, внедрив в неё механизм государственной итоговой аттестации, совмещенной с процедурой независимой оценки квалификации. Часть этих задач НОПРИЗ уже реализует совместно с постоянными партнёрами: например, в НИУ МГСУ, Новгородском строительном колледже, Красноярском строительном техникуме и Екатеринбургском колледже строительства, архитектуры и предпринимательства уже не первый год выпускники проходят процедуру ГИА-НОК на соответствующем уровне квалификаций; 45 выпускников колледжей, сдавших экзамен, уже внесены в государственный реестр независимой оценки квалификации.
Не менее важным вопросом остается прохождение производственных практик и стажировок, начиная с первых курсов обучения, для введения студентов в профессию. В ряде вузов-партнёров НОПРИЗ такие механизмы уже работают, а в некоторых из них созданы и успешно выполняют свои функции вузовские производственные и инжиниринговые центры, которые привлекают молодежь к выполнению заказов. Глубокое вовлечение студентов в профессию даёт возможность подтвердить уровень компетенций выпускников и упростить их дальнейшее трудоустройство.
Алексей Воронцов обратил внимание на сохранение традиций и внедрение инноваций в архитектурном образовании, в частности в фундаментальных исторически сложившихся направлениях подготовки – «Градостроительство», «Реконструкция и реставрация архитектурного наследия». По этому вопросу НОПРИЗ активно взаимодействует с РААСН, а также с ведущей архитектурной школой России – МАРХИ – и её ректором Дмитрием Швидковским. Преемственности в профессии, в том числе, способствует проводимый НОПРИЗ Международный конкурс на лучший проект, активное участие в котором принимают студенты МАРХИ.
Надежда Прокопьева напомнила, что НОПРИЗ сотрудничает с ведущими профильными вузами и колледжами России также в рамках отраслевого консорциума «Строительство и архитектура» и отраслевого консорциума среднего профессионального образования в сфере строительства. Совместно проводится масштабная работа по обновлению образовательных стандартов и программ обучения, а также по совершенствованию научно-методического обеспечения инженерных изысканий и архитектурно-строительного проектирования.
Ректор МАРХИ, президент РААСН Дмитрий Швидковский поблагодарил НОПРИЗ за совместную деятельность, включая разработку профстандартов и поправок в Градостроительный кодекс РФ. Он рассказал о преимуществах стандарта «Архитектор», принятого в 1933 году, и нового одноименного профстандарта, по которым сегодня работают вузы. Была отмечена абсолютная универсальность профессии архитектора, заложенная стандартом 1933 года, что предполагало наличие обширных умений у архитектора, включая владение рисунком и объемно-пространным мышлением в целом. Учитывая это, при разработке действующего профстандарта «Архитектор» не представлялось возможным взять за образец европейские стандарты. В работе над проектом образовательного стандарта «Архитектор» участвовало 26 российских архитектурных вузов, были учтены все требования времени, включая двухступенчатую систему высшего образования – бакалавриат и магистратура. Дмитрий Олегович подчеркнул, что магистратура набирает популярность во многом за счёт специализации (храмовое зодчество, военная, медицинская архитектура и так далее).
Председатель правления организации «Российские студенческие отряды», заместитель председателя комитета Государственной Думы по молодежной политике Михаил Киселёв указал на две важные вещи, на которые необходимо обратить внимание в первую очередь. Это ориентация на пользу и максимальный комфорт для людей (пандусы, велодорожки, пространства для свободного передвижения на колясках и другие); а также прямое общение архитектора с учениками школ. Господин Киселев обратил внимание на то, что с сентября 2023 года во всех российских школах внедрена единая модель профориентации «Россия – мои горизонты», она же – «Билет в будущее». Занятия учеников с профессионалами разных направлений деятельности проходят в школах по четвергам в 6-11-х классах. Курс внеурочной деятельности нацелен на формирование у школьников готовности к профессиональному самоопределению, ознакомление их с миром профессий и федеральным и региональным рынками труда. По мнению спикера, архитекторы должны принимать активное участие в реализации данной программы, заинтересовать школьников своей профессией, привлекая в архитектурные вузы уже со школьной скамьи.
Об опыте работы детской школы искусств архитектурно-художественного профиля «СТАРТ» рассказала её директор Татевик Сафразбекян. Она презентовала опыт работы школы искусств, которая находится в тесном диалоге с сузами и вузами, отметив, что 80 процентов выпускников школы «СТАРТ» связывают свою дальнейшую учётную и профессиональную деятельность с архитектурой и искусством.
Руководитель рабочей группы по разработке программ опережающей подготовки кадров ФУМО 07.00.00 «Архитектура» Марина Нельмина выступила с докладом о современных подходах к подготовке специалистов- архитекторов по образовательным программам среднего профессионального образования. Она отметила, что новый профстандарт «Архитектор», начиная с 5-го уровня (среднее образование) стал более практикоориентированным, что позволяет выпускникам архитектурных колледжей сразу идти в профессию.
Азарий Лапидус отметил, что с 2023 года в МГСУ работает институт «Архитектуры и градостроительства», готовящий выпускников по трем специализациям: архитектура, градостроительство и реконструкция и реставрация культурного наследия.
О реализации концепции непрерывного архитектурного образования в СПбГАСУ рассказал проректор по учебной работе СПбГАСУ Сергей Михайлов. Спикер отметил важную роль профориентационной деятельности вуза, начиная с архитектурных и инженерных классов в школе, учреждения именной стипендии «Грант первокурсника», ведения творческих мастерских.
Ректор МИТУ-МАСИ Светлана Забелина представила опыт интеграции ГИА НОК в итоговую аттестацию как инструмент вхождения в профессию и рассказала об образовательном проекте «MOSТИМ-Бюро» Центра компетенций департамента строительства города Москвы. На базе университета МИТУ-МАСИ создана студенческая проектная группа по применению технологий информационного моделирования в строительных проектах, работа ведется преимущественно с применением отечественного программного обеспечения.
Участники конференции также рассмотрели наполнение государственного информационного ресурса «Справочник профессий» и приоритетные темы развития связки «школа-ссуз-вуз».
Участие в работе круглого стола от НОПРИЗ приняли вице-президент Александр Гримитлин, член Совета Игорь Белов, координатор по УФО Михаил Проскурнин, координатор по СФО Максим Федорченко, координатор по ПФО Ирина Мигачёва.