***
Как указывают специалисты СРО, пункт 63 ГОСТ Р 59811-2021 относит к социально значимым объекты потребительского рынка, кредитно-финансового, жилищно-коммунального обслуживания и другие, где население города получает те или иные услуги. Таким образом, подобные организации обязаны обеспечить безопасный и свободный доступ маломобильных групп населения в свои помещения, в соответствии с требованиями действующих нормативных актов.
В качестве антипримера приводится отделение Азиатско-Тихоокеанского банка в Южно-Сахалинске на улице Чехова. Летом мэрия Южно-Сахалинска привела в соответствие правилам безбарьерной среды пешеходную инфраструктуру через улицу Карла Маркса, но не выполнила требования СП 59.13300.2020 по обеспечению доступности среды для маломобильных граждан. Пандус в банк сейчас представляет огромную опасность для всех групп населения, так как имеет опасный ненормативный уклон в 290 промилле (норма – до 25-ти промилле, максимум – 50 промилле).
При большем уклоне пандус становится опасным для пользования инвалидами-колясочниками, так как из-за смещения центра тяжести в инвалидной коляске возникает стремление к опрокидыванию назад вместе с инвалидом.
Далее руководитель «Сахалинстроя» напоминает, что решением городской Думы закреплено, что муниципальный контроль в сфере благоустройства осуществляет Администрация города Южно-Сахалинска в лице департамента общественной безопасности и контроля – в части соблюдения правил благоустройства. А в лице департамента социальной политики – в части соблюдения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.
Валерий Павлович отмечает: «Мы, как специалисты, и как жители Южно-Сахалинска считаем, что указанные департаменты не выполняют функции, изложенные в Положении о муниципальном контроле. Нет в их душе стремления сделать родной город действительно комфортным и дружелюбным к своим жителям и гостям в части создания безбарьерной среды обитания в соответствии требований Универсального дизайна (Конвенция ООН о правах инвалидов, ратифицированная Российской Федерацией в 2012 году)».
При этом дальневосточный город прикладывает большие усилия в создании безбарьерной дорожной инфраструктуры. Однако отдельные муниципальные структуры относятся к этой задаче спустя рукава, не заботясь о безбарьерной доступности в различные торговые точки, банки, кафе, рестораны, аптеки, билетные кассы и другие подобные учреждения города.
Представители СРО считают обязательным и полезным исследование на эту тему и реализации необходимости оказания услуг по месту жительства при инициации (планирования) застройки новых жилых кварталов и одиночных МКД. Ассоциация предлагает городской администрации принять следующие меры:
– Поручить руководителю департамента, выполняющего функции муниципального контроля, проверить доступность пользования филиалом банка на углу улиц Карла Маркса и Чехова и потребовать привести доступность получения услуг в этом учреждении к установленным нормам.
– Провести широкое обсуждение затронутых в этом обращении проблем на специально организованной городской конференции с участием мэра с целью выработки «дорожной карты» приведения города к требованиям Универсального дизайна, чтобы соответствовать стандартам «комфортной городской среды» по сути.
– Выработать и ввести в действие с 1 октября 2023 года регламенты реального и результативного исполнения своих функций:
- департаментом общественной безопасности и контроля – в части соблюдения правил благоустройства;
- департаментом социальной политики – в части соблюдения требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг.