Участниками мероприятия стали представители заказчиков и строительных организаций, связанных с дорожной деятельностью в Сахалинской области. Семинар по теме «Комфортность городской среды и дорожной инфраструктуры. Универсальный дизайн тротуаров и автомобильных дорог, общественных пространств, скверов, дворовых и других прилегающих территорий» организовали Министерство транспорта Сахалинской области и Ассоциация Региональное отраслевое объединение работодателей «Сахалинское Саморегулируемое Объединение Строителей» (Ассоциация «Сахалинстрой», СРО-С-019-06072009) по поручению зампреда регионального правительства – куратора строительной отрасли Сергея Олонцева. Главным докладчиком выступил генеральный директор СРО «Сахалинстрой» Валерий Мозолевский. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Южно-Сахалинска.
***
Участников семинара приветствовал руководитель ГКУ «Сахдормониторинг» Александр Поколов. По его информации, в Сахалинской области проживает около 20-ти тысяч инвалидов, не включая маломобильных – беременных женщин, мамочек с колясками, пожилых людей, детей до семи лет, граждан с багажом (сумками на колёсах в городе), в том числе пассажиров в районе вокзалов и аэропортов, и других. При этом ежегодно в регионе ремонтируется 50 километров дорог, в этом году запланирован ремонт 73-х километров.
Целью семинара было заявлено ознакомление строителей с требованиями универсального дизайна (стандарта), Свода правил СП 59.13330.2020 «Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения», других основных нормативных документов, чтобы правильно и постоянно применять их нормы при формировании комфортной среды в транспортной инфраструктуре и в общественных пространствах для сахалинцев.
Валерий Мозолевский начал с показа роликов о том, что во многих случаях пешеходные переходы и пандусы делают неправильно и к чему это приводит, когда самих руководителей заказчиков сажают на инвалидную коляску, и они пробуют доказать, что всё сделано правильно. Показано взаимодействие общества инвалидов и властей в некоторых городах и регионах России при приёмке выполненных работ при строительстве и выполнении ремонта или реконструкции городских дорог особенно при исполнении государственной программы «Комфортная среда» (реализуется в России с 2012 года).
Далее Валерий Павлович продемонстрировал реальности грубейших нарушений требований Федерального закона «О защите интересов инвалидов» в Южно-Сахалинске. Особо он обратил внимание на перечень из 17-ти пешеходных переходов в столице области, которые департамент городского хозяйства как бы «отремонтировал» в 2022 году. Специалисты Ассоциации совместно со студентами строительного техникума (участниками образовательного проекта) забраковали эти объекты из-за грубейших нарушений безбарьерности и правил безопасности. Мэрия Южно-Сахалинска письменно обещала переделать данные переходы, согласно нормам комфортной и доступной среды в 2023 году, но «воз и ныне там» – эти адреса отсутствуют в плане работ!
На примере 17-ти пешеходных переходов господин Мозолевский разобрал типичные и вопиющие ошибки заказчиков и дорожных строителей. Например, в большинстве случаев не соблюдается ширина входа на тротуары – она должна быть 4-х метров. Поперечный уклон или уклон выхода на тротуар должен быть 1 сантиметр на 1 метр, то есть 10 промилле. А на многих переходах улиц Южно-Сахалинска средний показатель в этих местах – это 100-300 и более промилле!
Валерий Мозолевский выразил надежду, что и сахалинское общество инвалидов займёт более активную позицию в части защиты прав и законных интересов инвалидов и всех групп маломобильных граждан региона и гостей, особенно туристов области. Они обязаны совместно с региональным Министерством социальной защиты требовать у руководства муниципалитетов и Правительства области, от Государственной инспекции строительного надзора соблюдения существующих норм и правил универсального дизайна организации безбарьерной среды при строительстве и капитальном ремонте дорог, дворов, скверов и других общественных пространств.
Валерий Павлович обратил внимание собравшихся на неэффективное использование бюджетных средств, при котором, к тому же, уродуются территории прилегающих пространств дорожными бордюрами, особенно территории детства – детских садов, школ, других учебных заведений, социальных объектов.
«По какому праву, по чьей воле на эти территории заводятся магистральные автомобильные дороги? Ни в каких нормативных документах такого безобразия нет. На упомянутых прилегающих территориях тротуаров, тем более с дорожными бордюрами не может быть, так как там пешеходы имеют преимущественное право по всей территории, кроме ограниченного проезда в хозяйственную зону (проезд машины с продуктами и проезд мусоровоза по несколько раз в неделю, не более)», – отметил глава «Сахалинстроя».
Также Валерий Мозолевский предложил всем собравшимся и Министерству транспорта принять решение о переходе всей области на облегчённые дорожные бордюры с высотой от покрытия проезжей части максимум 10 сантиметров – в дворовых территориях многоквартирных жилых домов и на ведомственных или второстепенных городских и главных поселковых дорогах. Перейти на устройство тротуаров в посёлках на одном уровне с проезжей части дорог (улиц), выделяя их другими материалами или сигнальными столбиками. Это сэкономит бюджетные деньги, облегчит выполнение работ, зрительно раскроет уличные пространства городов и посёлков.
Подобный семинар Ассоциация «Сахалинстрой» планирует провести совместно с Министерством социальной защиты Сахалинской области, особенно для активов обществ инвалидов и специалистов контрольных надзорных органов в этой части. Эксперт-строитель убеждён, что, если изначально строительство, ремонт и благоустройство городских пространств делать правильно – это дешевле, легче и быстрее!