Завершились публичные общественные процедуры в отношении проекта постановления Правительства РФ «Об утверждении минимальных требований к членам саморегулируемой организации, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов». В рамках установленных процедур, Минстрой России направил проект постановления в Аналитический центр при Правительстве РФ. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из подмосковного Красногорска.
***
Как отмечается в пояснительной записке, проектом постановления приводятся в соответствие с положениями Федеральных законов от 3 августа 2018 года № 340-Ф3 и от 19 декабря 2022 года № 541-ФЗ минимальные требования к членам СРО, в том числе устанавливаются минимальные требования к членам СРО, выполняющим инженерные изыскания, осуществляющим подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт, снос объектов использования атомной энергии, указанных в подпунктах «а» и «б» пункта 1 части 1 статьи 48.1 Градостроительного кодекса РФ, а также к членам СРО, которые планируют осуществлять только снос особо опасных, технически сложных и уникальных объектов.
При этом Федеральным законом от 30 декабря 2021 года № 447-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» в статью 55.5-1 ГрК РФ внесены изменения, устанавливающие новые квалификационные требования к специалистам по организации инженерных изысканий, специалистам по организации архитектурно-строительного проектирования, специалистам по организации строительства, сведения о которых включаются в соответствующий Национальный реестр специалистов, в том числе снижен общий трудовой стаж и взамен повышения квалификации введена независимая оценка квалификации.
Проектируемые изменения, предусмотренные проектом постановления, в части замены повышения квалификации на прохождение независимой оценки квалификации коррелируются с положениями пункта 4 части 10 статьи 55.5-1 ГрК РФ.
Одновременно исключается требование о наличии у физических лиц, занимающих должности руководителей, или специалистов технических, и (или) энергомеханических, и (или) контрольных, и (или) других технических служб и подразделений члена СРО (далее – специалисты) квалификации, подтверждённой в порядке, установленном внутренними документами СРО, с учётом требований законодательства Российской Федерации.
При этом в целях плавного перехода на новые квалификационные требования проект постановления предусматривает возможность для специалистов пройти независимую оценку квалификации в течение 5-ти лет со дня повышения ими квалификации по направлению подготовки в области строительства.
Проектом постановления также дополнен перечень должностей руководителей, которыми подтверждается соответствие члена СРО минимальным требованиям проекта постановления. Одновременно им снижены требования в части трудоустройства специалистов у члена СРО путём установления возможности внешнего совместительства (изменена норма о наличии таких работников по месту основной работы у члена СРО), что существенно может снизить расходы на заработную плату таких работников. Также снижены и квалификационные требования к специальному стажу работы специалистов с 5 до 3 лет.
Разработчик отмечает, что проект постановления содержит обязательные требования, которые связаны с осуществлением деятельности саморегулируемыми организациями и их Национальными объединениями и оценка соблюдения которых осуществляется в рамках федерального государственного надзора за деятельностью СРО, федерального государственного контроля за деятельностью Нацобъединений таких саморегулируемых организаций, привлечения к административной ответственности.
Анализ правоприменительной практики с учётом реализации положений постановления № 559 показал эффективность законодательного закрепления минимальных требований к членам саморегулируемой организации, обеспечивающих выполнение инженерных изысканий, проектной документации, осуществлению строительства, реконструкции, капитального ремонта, сноса особо опасных, технически сложных и уникальных объектов лицами, обладающими необходимыми компетенциями.