Счётной палатой РФ опубликовано заключение о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год (включая проверку исполнения федеральной адресной инвестиционной программы)» в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
За последние два года функционал Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ значительно расширился. Ведомство начало работу по новым направлениям, таким как реализация проектов в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы, восстановление и социально-экономическое развитие новых регионов, развитие коммунальной, дорожной и туристической инфраструктуры. В отчётном году Минстрой России обеспечил самое высокое исполнение расходов за последние 5 лет – 766 миллиардов рублей, или 99,5% сводной бюджетной росписи.
По решению Правительства РФ с 1 мая 2022 года полномочия по формированию и реализации федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) осуществляет Минстрой России.
В прошлом году совместно с главными распорядителями средств федерального бюджета и регионами проведена значительная работа по формированию и внедрению новых подходов к управлению государственными вложениями. Основной упор сделан на систематизацию, сокращение строительного цикла и максимально быстрый ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства. Благодаря системной работе в штабном режиме со всеми главными распорядителями, общий объём кассового исполнения удалось увеличить на 10%, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и по итогам 2022 года объём кассового исполнения составил 96,2%. По итогам 2022 года в рамках ФАИП было введено 96 объектов. Минстроем России ведётся регулярный мониторинг хода реализации федеральной адресной инвестиционной программы.
Прошлый год для строительной отрасли стал годом переформатирования процессов, запуска новых механизмов и формирования задела для дальнейшей работы. Темпы реализации проектов в рамках ФАИП связаны со сроками проведения конкурсных процедур, заключением государственных контрактов главными распорядителями, а также выявлением в процессе выполнения работ на объектах обстоятельств, не учтённых ранее. С момента передачи ФАИП в ведение Минстроя России в мае 2022 года, обстоятельства, повлекшие затруднения при реализации объектов капитального строительства были проанализированы, и в настоящее время Минстроем России совместно с ГРБС проводится совместная работа по вводным объектам 2023 года, а также по объектам, которые должны были быть введены в 2022 и 2021 годах, но не были введены и принимаются необходимые решения. Кроме того, с учётом применения показавшего свою эффективность механизма оперативного перераспределения бюджетных ассигнований, объекты капитального строительства, имеющие высокий уровень строительной готовности, можно завершить раньше планируемого срока, что стимулирует опережающий ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Что касается увеличения дебиторской задолженности в рамках ФАИП в 2022 году, то это в первую очередь связано с мерами, которые были разработаны с целью поддержки строительной отрасли и недопущения срыва сроков введения объектов в эксплуатацию. Одной из таких мер стало увеличение авансирования по строительству объектов в рамках госзаказа от 50% и до 90%. Это позволило продолжить реализацию проектов. С целью усиления контроля строящихся объектов, входящих в ФАИП, функции по выполнению строительного контроля на объектах капитального строительства региональной собственности, в том числе укрупненных мероприятий, финансируемых за счёт средств федерального бюджета и включенных в комплексную госпрограмму «Строительство», в 2023 году переданы подведомственному Минстрою России ФБУ «РосСтройКонтроль». Такой подход дает возможность объективно оценивать ситуацию на стройплощадках и оперативно применять соответствующие меры.
Также в октябре прошлого года Минстрою России переданы полномочия по социально-экономическому развитию новых регионов, вошедших в состав Российской Федерации, а также Республики Крым и города Севастополя. В части дебиторской задолженности, необходимо отметить, что ГП «Крым» направлена на решение стратегических задач, а также на реализацию крупных и капиталоемких инфраструктурных проектов. Так, в 2022 году в рамках ГП «Крым» началась реализация двух объектов дорожной инфраструктуры. По указанным объектам государственными заказчиками Республики Крым и Севастополя заключены соответствующие контракты, предусматривающие авансовые платежи. Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, при реализации государственных контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг осуществляется казначейское сопровождение, что позволяет контролировать правомерность расходования бюджетных средств, выделенных исполнителю по контракту.
С 2022 года реализуется федеральный проект «Инфраструктурное меню». Источником финансового обеспечения таких проектов являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. В рамках инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) в 2022 году начата реализация 229 проектов. По итогам 2022 г. кассовое исполнение по данному направлению составило 249,05 миллиарда рублей или 99,6%. Паспортом федерального проекта показатели эффективности в части инфраструктурных проектов не предусмотрены.
В соответствии с поручением председателя Правительства РФ Михаила Мишустина Минстроем России совместно с ППК «Фонд развития территорий» обеспечено включение плановых значений социально-экономических показателей реализации инфраструктурных проектов в Соглашения о реализации инфраструктурных проектов в феврале-марте 2023 года. Таким образом, в проверяемый период у Минстроя России отсутствовали правовые основания для контроля выполнения субъектами Российской Федерации значений социально-экономических показателей реализации инфраструктурных проектов.
Вместе с тем в целях осуществления мониторинга и контроля достижения показателей инфраструктурных проектов и мероприятий Минстроем России направлено письмо с предложениями в Минфин России разработать в ГИИС «Электронный бюджет» специальный модуль для заключения Минстроем России с субъектами Российской Федерации Соглашений с возможностью направления отчётности в ГИИС «Электронный бюджет» со стороны субъектов Российской Федерации. Указанное предложение концептуально поддержано Минэкономразвития России и Счётной палатой РФ.
Минстрой России совместно с другими ведомствами с целью повышения эффективности управления капитальными вложениями продолжит работу по совершенствованию механизмов и учтёт предложения Счётной палаты РФ в своей деятельности.
Пресс-служба Минстроя России прокомментировала результаты внешней проверки Счётной платы РФ
Счётной палатой РФ опубликовано заключение о результатах внешней проверки исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2021 год (включая проверку исполнения федеральной адресной инвестиционной программы)» в Министерстве строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ.
За последние два года функционал Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ значительно расширился. Ведомство начало работу по новым направлениям, таким как реализация проектов в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы, восстановление и социально-экономическое развитие новых регионов, развитие коммунальной, дорожной и туристической инфраструктуры. В отчётном году Минстрой России обеспечил самое высокое исполнение расходов за последние 5 лет – 766 миллиардов рублей, или 99,5% сводной бюджетной росписи.
По решению Правительства РФ с 1 мая 2022 года полномочия по формированию и реализации федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) осуществляет Минстрой России.
В прошлом году совместно с главными распорядителями средств федерального бюджета и регионами проведена значительная работа по формированию и внедрению новых подходов к управлению государственными вложениями. Основной упор сделан на систематизацию, сокращение строительного цикла и максимально быстрый ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства. Благодаря системной работе в штабном режиме со всеми главными распорядителями, общий объём кассового исполнения удалось увеличить на 10%, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и по итогам 2022 года объём кассового исполнения составил 96,2%. По итогам 2022 года в рамках ФАИП было введено 96 объектов. Минстроем России ведётся регулярный мониторинг хода реализации федеральной адресной инвестиционной программы.
Прошлый год для строительной отрасли стал годом переформатирования процессов, запуска новых механизмов и формирования задела для дальнейшей работы. Темпы реализации проектов в рамках ФАИП связаны со сроками проведения конкурсных процедур, заключением государственных контрактов главными распорядителями, а также выявлением в процессе выполнения работ на объектах обстоятельств, не учтённых ранее. С момента передачи ФАИП в ведение Минстроя России в мае 2022 года, обстоятельства, повлекшие затруднения при реализации объектов капитального строительства были проанализированы, и в настоящее время Минстроем России совместно с ГРБС проводится совместная работа по вводным объектам 2023 года, а также по объектам, которые должны были быть введены в 2022 и 2021 годах, но не были введены и принимаются необходимые решения. Кроме того, с учётом применения показавшего свою эффективность механизма оперативного перераспределения бюджетных ассигнований, объекты капитального строительства, имеющие высокий уровень строительной готовности, можно завершить раньше планируемого срока, что стимулирует опережающий ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Что касается увеличения дебиторской задолженности в рамках ФАИП в 2022 году, то это в первую очередь связано с мерами, которые были разработаны с целью поддержки строительной отрасли и недопущения срыва сроков введения объектов в эксплуатацию. Одной из таких мер стало увеличение авансирования по строительству объектов в рамках госзаказа от 50% и до 90%. Это позволило продолжить реализацию проектов. С целью усиления контроля строящихся объектов, входящих в ФАИП, функции по выполнению строительного контроля на объектах капитального строительства региональной собственности, в том числе укрупненных мероприятий, финансируемых за счёт средств федерального бюджета и включенных в комплексную госпрограмму «Строительство», в 2023 году переданы подведомственному Минстрою России ФБУ «РосСтройКонтроль». Такой подход дает возможность объективно оценивать ситуацию на стройплощадках и оперативно применять соответствующие меры.
Также в октябре прошлого года Минстрою России переданы полномочия по социально-экономическому развитию новых регионов, вошедших в состав Российской Федерации, а также Республики Крым и города Севастополя. В части дебиторской задолженности, необходимо отметить, что ГП «Крым» направлена на решение стратегических задач, а также на реализацию крупных и капиталоемких инфраструктурных проектов. Так, в 2022 году в рамках ГП «Крым» началась реализация двух объектов дорожной инфраструктуры. По указанным объектам государственными заказчиками Республики Крым и Севастополя заключены соответствующие контракты, предусматривающие авансовые платежи. Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, при реализации государственных контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг осуществляется казначейское сопровождение, что позволяет контролировать правомерность расходования бюджетных средств, выделенных исполнителю по контракту.
С 2022 года реализуется федеральный проект «Инфраструктурное меню». Источником финансового обеспечения таких проектов являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. В рамках инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) в 2022 году начата реализация 229 проектов. По итогам 2022 г. кассовое исполнение по данному направлению составило 249,05 миллиарда рублей или 99,6%. Паспортом федерального проекта показатели эффективности в части инфраструктурных проектов не предусмотрены.
В соответствии с поручением председателя Правительства РФ Михаила Мишустина Минстроем России совместно с ППК «Фонд развития территорий» обеспечено включение плановых значений социально-экономических показателей реализации инфраструктурных проектов в Соглашения о реализации инфраструктурных проектов в феврале-марте 2023 года. Таким образом, в проверяемый период у Минстроя России отсутствовали правовые основания для контроля выполнения субъектами Российской Федерации значений социально-экономических показателей реализации инфраструктурных проектов.
Вместе с тем в целях осуществления мониторинга и контроля достижения показателей инфраструктурных проектов и мероприятий Минстроем России направлено письмо с предложениями в Минфин России разработать в ГИИС «Электронный бюджет» специальный модуль для заключения Минстроем России с субъектами Российской Федерации Соглашений с возможностью направления отчётности в ГИИС «Электронный бюджет» со стороны субъектов Российской Федерации. Указанное предложение концептуально поддержано Минэкономразвития России и Счётной палатой РФ.
Минстрой России совместно с другими ведомствами с целью повышения эффективности управления капитальными вложениями продолжит работу по совершенствованию механизмов и учтёт предложения Счётной палаты РФ в своей деятельности.
За последние два года функционал Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ значительно расширился. Ведомство начало работу по новым направлениям, таким как реализация проектов в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы, восстановление и социально-экономическое развитие новых регионов, развитие коммунальной, дорожной и туристической инфраструктуры. В отчётном году Минстрой России обеспечил самое высокое исполнение расходов за последние 5 лет – 766 миллиардов рублей, или 99,5% сводной бюджетной росписи.
По решению Правительства РФ с 1 мая 2022 года полномочия по формированию и реализации федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) осуществляет Минстрой России.
В прошлом году совместно с главными распорядителями средств федерального бюджета и регионами проведена значительная работа по формированию и внедрению новых подходов к управлению государственными вложениями. Основной упор сделан на систематизацию, сокращение строительного цикла и максимально быстрый ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства. Благодаря системной работе в штабном режиме со всеми главными распорядителями, общий объём кассового исполнения удалось увеличить на 10%, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года и по итогам 2022 года объём кассового исполнения составил 96,2%. По итогам 2022 года в рамках ФАИП было введено 96 объектов. Минстроем России ведётся регулярный мониторинг хода реализации федеральной адресной инвестиционной программы.
Прошлый год для строительной отрасли стал годом переформатирования процессов, запуска новых механизмов и формирования задела для дальнейшей работы. Темпы реализации проектов в рамках ФАИП связаны со сроками проведения конкурсных процедур, заключением государственных контрактов главными распорядителями, а также выявлением в процессе выполнения работ на объектах обстоятельств, не учтённых ранее. С момента передачи ФАИП в ведение Минстроя России в мае 2022 года, обстоятельства, повлекшие затруднения при реализации объектов капитального строительства были проанализированы, и в настоящее время Минстроем России совместно с ГРБС проводится совместная работа по вводным объектам 2023 года, а также по объектам, которые должны были быть введены в 2022 и 2021 годах, но не были введены и принимаются необходимые решения. Кроме того, с учётом применения показавшего свою эффективность механизма оперативного перераспределения бюджетных ассигнований, объекты капитального строительства, имеющие высокий уровень строительной готовности, можно завершить раньше планируемого срока, что стимулирует опережающий ввод в эксплуатацию объектов капитального строительства.
Что касается увеличения дебиторской задолженности в рамках ФАИП в 2022 году, то это в первую очередь связано с мерами, которые были разработаны с целью поддержки строительной отрасли и недопущения срыва сроков введения объектов в эксплуатацию. Одной из таких мер стало увеличение авансирования по строительству объектов в рамках госзаказа от 50% и до 90%. Это позволило продолжить реализацию проектов. С целью усиления контроля строящихся объектов, входящих в ФАИП, функции по выполнению строительного контроля на объектах капитального строительства региональной собственности, в том числе укрупненных мероприятий, финансируемых за счёт средств федерального бюджета и включенных в комплексную госпрограмму «Строительство», в 2023 году переданы подведомственному Минстрою России ФБУ «РосСтройКонтроль». Такой подход дает возможность объективно оценивать ситуацию на стройплощадках и оперативно применять соответствующие меры.
Также в октябре прошлого года Минстрою России переданы полномочия по социально-экономическому развитию новых регионов, вошедших в состав Российской Федерации, а также Республики Крым и города Севастополя. В части дебиторской задолженности, необходимо отметить, что ГП «Крым» направлена на решение стратегических задач, а также на реализацию крупных и капиталоемких инфраструктурных проектов. Так, в 2022 году в рамках ГП «Крым» началась реализация двух объектов дорожной инфраструктуры. По указанным объектам государственными заказчиками Республики Крым и Севастополя заключены соответствующие контракты, предусматривающие авансовые платежи. Вместе с тем, необходимо обратить внимание, что в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, при реализации государственных контрактов о поставке товаров, выполнении работ, оказании услуг осуществляется казначейское сопровождение, что позволяет контролировать правомерность расходования бюджетных средств, выделенных исполнителю по контракту.
С 2022 года реализуется федеральный проект «Инфраструктурное меню». Источником финансового обеспечения таких проектов являются бюджетные кредиты из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации. В рамках инфраструктурных бюджетных кредитов (ИБК) в 2022 году начата реализация 229 проектов. По итогам 2022 г. кассовое исполнение по данному направлению составило 249,05 миллиарда рублей или 99,6%. Паспортом федерального проекта показатели эффективности в части инфраструктурных проектов не предусмотрены.
В соответствии с поручением председателя Правительства РФ Михаила Мишустина Минстроем России совместно с ППК «Фонд развития территорий» обеспечено включение плановых значений социально-экономических показателей реализации инфраструктурных проектов в Соглашения о реализации инфраструктурных проектов в феврале-марте 2023 года. Таким образом, в проверяемый период у Минстроя России отсутствовали правовые основания для контроля выполнения субъектами Российской Федерации значений социально-экономических показателей реализации инфраструктурных проектов.
Вместе с тем в целях осуществления мониторинга и контроля достижения показателей инфраструктурных проектов и мероприятий Минстроем России направлено письмо с предложениями в Минфин России разработать в ГИИС «Электронный бюджет» специальный модуль для заключения Минстроем России с субъектами Российской Федерации Соглашений с возможностью направления отчётности в ГИИС «Электронный бюджет» со стороны субъектов Российской Федерации. Указанное предложение концептуально поддержано Минэкономразвития России и Счётной палатой РФ.
Минстрой России совместно с другими ведомствами с целью повышения эффективности управления капитальными вложениями продолжит работу по совершенствованию механизмов и учтёт предложения Счётной палаты РФ в своей деятельности.