Представители строительных СРО отправили в Министерство экономического развития РФ вопрос о том, каковы допустимые сроки устранения замечания по итогам проверок Ростехнадзора, а также о том, может ли саморегулируемая организация быть лишена своего статуса, если не уложится в предложенные сроки. В своём письме от 15 февраля 2023 года № Д24и-4727 МЭР не даёт определённого ответа, однако ссылается на отраслевое законодательство. Подробности читайте в материале нашего добровольного эксперта из Санкт-Петербурга.
***
В письме департамент государственной политики в сфере лицензирования, контрольно-надзорной деятельности, аккредитации и саморегулирования Минэкономразвития России ссылается на часть 2 статьи 23 Федерального закона от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях».
Как отмечают эксперты МЭРа, в соответствии с нормами этой статьи, орган государственного надзора в случае выявления нарушений требований, предъявляемых к саморегулируемой организации, направляет в СРО предписание об устранении выявленных нарушений с указанием срока их устранения, который не может превышать 60 дней, если иной срок не установлен федеральными законами, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, принимает меры по привлечению СРО и (или) её должностных лиц к ответственности.
Срок исполнения выданного предписания может быть однократно продлён органом государственного надзора по мотивированному обращению СРО, представленному в указанный орган не позднее, чем за 5 рабочих дней до истечения срока исполнения выданного предписания, на срок, не превышающий срока исполнения выданного предписания.
При этом статьёй 19.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства. По мнению МЭРа, эта статья может быть применена в качестве санкции за неисполнение предписания, в том числе после однократного продления.
В части исключения СРО из Государственного реестра саморегулируемых организаций в связи с неисполнением предписания министерство высказывает мнение, что в отдельных сферах обязательного саморегулирования указанный вопрос урегулирован отраслевыми федеральными законами.
Первым примером приведена деятельности кадастровых инженеров. Согласно статье 30.5 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности», невыполнение в установленный срок предписания об устранении выявленных нарушений влечёт обращение органа федерального государственного надзора в суд с заявлением об исключении СРО из Госреестра.
Второй пример – деятельность оценщиков. Основанием для обращения в арбитражный суд с заявлением об исключении СРО оценщиков из Государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков, в соответствии со статьёй 23 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», является невыполнение СРО оценщиков требований об устранении выявленных уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по надзору за деятельностью СРО оценщиков, и указанных в предписании нарушений в установленные им сроки.
Таким образом, МЭР прямо не говорит о возможности исключения строительных СРО из Единого реестра, однако приводит достаточно прозрачные аналогии о допустимости такого рода меры.
Полностью с текстом документа можно ознакомиться на Форуме о саморегулировании.