О нормах, регулирующих применение символики, Министерство юстиции РФ напомнило саморегуляторам в письме от 13 февраля 2023 года № 11-16267/23. В документе отмечается, что при наличии у некоммерческой организации символики, её описание подлежит включению в её Устав. Подробности читайте в статье нашего добровольного эксперта из подмосковного Жуковского.
***
Каждая саморегулируемая организация старается выделиться на фоне коллег или в масштабе региона, для чего использует коммерческие символы. При этом далеко не все решения дизайнера или руководителя СРО могут быть использованы. Согласно пункту 5 статьи 3 Федерального закона № 7-ФЗ, некоммерческие организации вправе иметь символику (эмблемы, гербы, иные геральдические знаки, флаги, а также гимны), описание которой должно содержаться в их Уставах.
Как отмечает Минюст России, со 2 августа 2014 года, в связи с вступлением в силу Федерального закона от 21 июля 2014 года № 236-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам символики некоммерческих организаций», государственная регистрация символики некоммерческих организаций Минюстом России не осуществляется.
Таким образом, при наличии у НКО символики её описание подлежит включению в её Устав, дополнительно в Устав может быть включено изображение символики, в том числе в цветном изображении.
В случае необходимости правовой защиты, объекты интеллектуальной собственности, используемые в символике некоммерческих организаций, на добровольной основе могут быть зарегистрированы в Федеральной службе по интеллектуальной собственности (Роспатент).
Также Минюст напоминает, что в ходе проведения контрольных мероприятий, территориальным органом могут быть выявлены факты нарушения некоммерческой организацией действующего законодательства, в связи с чем, на основании подпункта 5 пункта 5 статьи 32 Федерального закона № 7-ФЗ, в её адрес может быть вынесено предупреждение.
Поскольку СРО также относятся к некоммерческим организациям, о чём недвусмысленно гласит Федеральный закон от 1 декабря 2007 года № 315-ФЗ «О саморегулируемых организациях», то эти требования в полной мере распространяются на строительные, проектные и изыскательские Союзы и Ассоциации.
С этой позицией солидарна и Федеральная антимонопольная служба. В письме ФАС от 20 февраля 2023 года № 08/12258-ПР/23 за подписью начальника управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции Татьяны Никитиной, сообщается, что в случае поступления обращения о наличии признаков введения кого-либо из потребителей в заблуждение относительно характеристик и свойств товаров (услуг) организации в связи с использованием конкретной символики (обозначений) при введении их в гражданский оборот, если это может повлиять на решение потребителя о приобретении товара, данное заявление будет рассмотрено и изложенные в нём обстоятельства оценены на предмет наличия всех признаков недобросовестной конкуренции.
В случае установления в таких действиях факта недобросовестной конкуренции к нарушителю – юридическому лицу могут быть применены меры административной ответственности в виде штрафа, предусмотренного статьёй 14.33 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, – в размере от 100 тысяч до 500 тысяч рублей либо от 1% до 15% выручки от введения в оборот товара с нарушением прав на результаты интеллектуальной деятельности.
Кроме того, ФАС напоминает об ограничения, согласно которым существуют ограничения на условия и порядок включения в фирменное наименование юридического лица официального наименования «Российская Федерация» или «Россия», слов, производных от этого наименования, а также отдельных слов, выражений и графических обозначений, признаваемых официальной символикой субъектов Российской Федерации.